Профильное обучение

Приложение к приказу № 3

от 11.01.2011 г.

 

ПОЛОЖЕНИЕ

О КЛАССАХ С ПРОФИЛЬНЫМ ОБУЧЕНИЕМ В МБОУ ЛИЦЕЙ № 130

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.      Настоящее Положение регламентирует деятельность профильных в классов в МБОУ Лицей № 130 им. академика М.А. Лаврентьева.

1.2.  Настоящее положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании», «Типовым положением об общеобразовательном учреждении РФ», Концепцией профильного обучения в учреждениях общего среднего образования, Концепцией развития образования в Новосибирской области, программой развития Лицея, Уставом Лицея.

1.3.  Формирование профильных классов в лицее возможно  с восьмого класса. Профильный класс является структурной единицей школы, открывается, реорганизуется и закрывается в порядке, установленном Уставом Лицея, и по согласованию с Главным управлением образования мэрии города Новосибирска.

1.4. Классы с профильным обучением дают повышенную подготовку по профильным дисциплинам, осуществляют раннюю профилизацию, способствуют овладению навыками самостоятельной и научной работы.

 

2. ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССОВ

2.1.  Формирование у обучающихся устойчивого интереса к предметам профильного изучения.

2.2. Обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися системы знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.

2.3. Развитие соответствующих учебному предмету творческих способностей, овладение учащимися  навыками самостоятельной исследовательской и проектной деятельности.

2.4. Ориентации на профессии, существенным образом связанные с учебными предметами, подготовки к обучению в ВУЗе.

2.5. Удовлетворение познавательных потребностей и интересов учащихся.

 

3. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССОВ

3.1. Профильные классы открываются при наличии высококвалифицированных педагогических кадров, необходимых научно-методических, материально-технических, финансовых условий и соответствующего социального запроса учащихся, родителей (законных представителей).

3.2. Количество и типы профилей определяются научно-методическим советом лицея с учетом:

3.2.1. качественной успеваемости детей в целом и в частности по учебным предметам, профильное  изучение которых предполагается;

3.2.2. результативности участия детей в предметных олимпиадах;

3.2.3. степени психологической готовности к занятиям с программным материалом повышенного уровня сложности;

3.2.4. числа поданных заявлений родителей.

3.3. Классы всех профилей  создаются одновременно  на второй ступени образования.

3.4. Наполняемость профильных классов устанавливается в соответствии с Типовым положением об общеобразовательном учреждении и Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами (СанПиН 2.4.2.1178 – 2). Число учащихся в классе не менее 25 человек.

3.5. При наличии свободных мест возможен дополнительный набор учащихся в класс независимо от района проживания школьника.

3.6. Приём в классы с профильным обучением производится на основании заявления родителей (законных представителей), по итогам анкетирования, результатам конкурсного отбора.

3.7. Для организации и проведения конкурсного отбора приказом директора лицея создаётся аттестационная комиссия.

3.8. Формирование профильных классов включает в себя следующие этапы:

 

Сроки

Проводимые мероприятия

Ответственный

Январь

психолого-педагогический мониторинг «Профиль», рекомендуемый Министерством образования для выявления интересов и склонностей учащихся

Педагог-психолог Лицея

Февраль

Презентация профилей на классных часах и родительских собраниях

Заместитель директора по УР в 5-8-ых классах

Февраль-март

Анкетирование детей и родителей с целью выявления востребованного профиля

Заместитель директора

по УР в 5-8-ых классах

Март

Методический совет по формированию профильного класса, приём заявлений родителей учащихся для участия в конкурсном отборе в класс выбранного профиля

Заместитель директора по научно-методической работе

Апрель-май

Экзамены в профильные классы

Заместитель директора по научно-методической работе во главе аттестационной комиссии

Май

Формирование списков профильных классов

Заместитель директора по научно-методической работе во главе аттестационной комиссии

 

3.9. В исключительных случаях при наличии свободных мест осуществляется дополнительный набор с 15 до 30 августа учащихся независимо от района проживания.

3.10. Зачисление в классы с профильным обучением оформляется приказом директора лицея не позднее 31 августа текущего года.

3.11. При поступлении в классы с профильным обучением  учащиеся и их родители (законные представители) должны быть ознакомлены со всеми документами: Уставом лицея, Положением о классах с профильным обучением и другими нормативно-правовыми актами лицея.

3.12. Преимущественным правом поступления  в профильные классы пользуются:

3.12.1. учащиеся, окончившие успешно на «4» и «5» две четверти из трёх текущего учебного года с учетом получения качественных оценок по профильным предметам за год (зачисляются вне конкурса);

3.12.2. победители и призёры районных, городских, Всероссийских олимпиад, дипломанты научно-практических конференций, конкурсов  (не проходят конкурсный отбор по соответствующим профильным предметам).

3.13. Зачисление в физико-математический класс возможно только по результатам конкурса с учетом качественной итоговой аттестации за текущий учебный год по профильным предметам.

 

4. ПОРЯДОК ПРОХОЖДЕНИЯ КОНКУРСНЫХ ИСПЫТАНИЙ

4.1.      Конкурсные испытания проводятся в форме письменных работ, тестирования.

4.2.      Во время проведения вступительных испытаний претенденты должны соблюдать следующие правила поведения:

          явиться вовремя в аудиторию, указанную в расписании;

          занять место, указанное представителем аттестационной комиссии;

          соблюдать тишину;

          работать самостоятельно;

          не разговаривать с другими учащимися;

          не использовать мобильные телефоны и наушники;

          не использовать какие-либо справочные материалы (учебники, учебные пособия, справочники, любого вида записи, электронные средства запоминания и хранения информации и т.п.).

4.3. Предметы на конкурсное испытание для поступления определяются в соответствии с выбранным профилем в количестве не более трёх:

 

Профиль

Экзамен

Форма

Гуманитарный

Русский язык

Тест и творческая работа

Английский язык

Тест и творческая работа

История России/

Литература*

Тест и творческая работа

Социально-правовой

Математика

Контрольная работа

Обществознание

Тест

История России/ География*

Тест

Естественнонаучный

Математика

Контрольная работа

Биология

Тест

Физика/ Химия*

Контрольная работа

Физико-математический

Математика

Контрольная работа с заданиями повышенной сложности.

Физика

Контрольная работа с заданиями повышенной сложности.

Русский язык

Тест

*Учащиеся сдают один из двух предметов: в случае качественной успеваемости по каждому из них - предмет выбирает ученик; при удовлетворительной успеваемости – решение о выборе предмета принимает аттестационная комиссия.

4.4. Учащиеся, не участвовавшие или не прошедшие  конкурсный отбор, зачисляются в общеобразовательный класс.

 

5. Основания и порядок отчисления учащихся

5.1. При неусвоении учащимся программы учебных  предметов на профильном уровне по итогам полугодия  решением малого педагогического совета лицея ученик может быть  переведён из профильного класса в общеобразовательный.  В этом случае учащийся сдаёт зачеты по ликвидации пробелов в знаниях на базовом уровне.

5.2. За учащимися класса сохраняется право перехода в другой профильный класс лицея по решению малого педагогического совета  с учетом результатов сданных зачетов по предметам данного профиля

 

6. СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССАХ

6.1. Образовательный процесс в  профильных классах осуществляется в соответствии с целями и задачами, определёнными Уставом лицея.

6.2. Преподавание профильных учебных предметов ведется по программам, утвержденным Министерством образования РФ. Программа профильного изучения учебного предмета должна гарантировать учащимся государственный общеобразовательный стандарт по данному предмету. 
6.3. Преподавание непрофильных учебных предметов в классе ведется по программам средней общеобразовательной школы. Сокращение количества часов на их изучение, обозначенных в базисном учебном плане, не допускается. 
6.4. При профильном изучении учебного предмета в учебном плане школы могут быть предусмотрены спецкурсы, факультативные занятия, групповые и индивидуальные занятия по выбору учащихся (в соответствии с учебным предметом профильного изучения) за счет часов вариативной части учебного плана. Нагрузка учащихся в классе не должна превышать максимального объема учебной нагрузки, определенного базисным учебным планом. 
При составлении расписания и организации учебной деятельности учащихся необходимо исходить из санитарно-гигиенических требований, предъявляемых к уроку. 
6.5Знания учащихся по учебному предмету профильного изучения оцениваются на общих основаниях; при проведении в классе промежуточной и итоговой аттестации учащихся следует руководствоваться соответствующей инструкцией Министерства образования РФ.

 

7. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССАХ

7.1. Образовательное учреждение, имеющие профильные классы, несет ответственность перед учащимися, родителями (законными представителями), педагогической общественностью и органами управления образованием за реализацию конституционных прав личности на образование, соответствие выбранных форм обучения возрастным психофизическим особенностям детей, качественное обучение и воспитание.

7.2. Учащиеся профильных классов пользуются всеми правами и несут все обязанности в соответствии с Уставом лицея, настоящим Положением и другими локальными актами лицея.

7.3. Обучающийся в профильном классе обязан:

7.3.1. в полном объёме осваивать учебные программы по предметам учебного плана;

7.3.2. своевременно ликвидировать пробелы в знаниях и задолженности за прошедший период обучения, возникшие по объективным причинам;

7.3.3. заниматься научно-исследовательской или проектной деятельностью по профильным предметам.

 

8. УПРАВЛЕНИЕ ПРОФИЛЬНЫМИ КЛАССАМИ

8.1. Ответственность за организацию и результаты деятельности класса несёт администрация лицея.

8.2. Деятельность класса с профильным обучением организуется в соответствии с уставом и правилами внутреннего распорядка.