Никитин, Анатолий Федорович. Основы обществознания: Учебник для общеобраз. учеб. заведений: 8 кл. - 2 стереотип. изд. - М.: Дрофа, 2001. - 221 с. |
Оглавление:
Введение
................................................................................
3
Глава I. ЧЕЛОВЕК. ДУХОВНЫЙ МИР ЛИЧНОСТИ ... 6
§ 1.
Человек, его личность и деятельность .................................. 6
§ 2. Что главное в человеке?
..................................................... 14
§ 3. Можно, нельзя, нужно ......................................................... 20
§ 4. 0
совести ............................................................................ 26
§ 5. Высшая ценность ................................................................ 31
§ 6.
Почему люди любят Родину? .............................................. 36
§ 7. Свобода - это ответственность ............................................ 42
§ 8. Человек
культурный............................................................ 48
§ 9. Культура и
ее наследники.................................................... 55
§ 10. Культура тела
................................................................... 60
§11. Враги души и тела.............................................................. 65
§ 12.
Выбор жизненного пути ..................................................... 72
Глава
II. ЧЕЛОВЕК В ОБЩЕСТВЕ ............................... 79
§
13. Взаимосвязь природы и общества .................................... 79
§ 14. Основные сферы жизни общества .................................... 86
§ 15. Образование
и наука ........................................................ 94
§ 16. Гражданское общество
................................................... 100
§ 17.
Исторические типы общества .......................................... 105
§ 18.
Человек в группе............................................................. 112
§ 19. Человек в
семье ............................................................. 118
§ 20. Родители и дети.
............................................................. 123
§ 21. Отношения
в обществе ................................................... 128
§ 22. Глобальные проблемы человечества ............................... 136
§ 23. К миру без войн
.............................................................. 141
Глава
III. ЧЕЛОВЕК, ПРАВО, ГОСУДАРСТВО ....... 148
§ 24. Что
такое гражданин?...................................................... 148
§ 25. Что такое право?
............................................................ 156
§ 26. Правовое государство
.................................................... 162
§ 27.
Конституция Российской Федерации.
Основы конституционного строя России
..................................
169
§ 28. Органы государственной власти ..................................... 176
§ 29.
Государственные символы России ................................. 183
§ 30. Права человека
.............................................................. 188
§ 31.
Гражданские и политические права ................................ 196
§ 32. Экономические, социальные и
культурные права . .......... 203
§ 33. Права ребенка ................................................................ 208
§ 34. Защита прав человека
....................................................
213
Предлагаемый вашему вниманию учебник содержит обширный теоретический и практический материал по обществознанию. Он написан с учетом современных подходов и научных знаний в области преставлений о сущности человека, духовного мира личности, социальных отношений, понятий о государстве и праве.
Учебник содержит схемы, таблицы, иллюстрации, фрагменты из документов, научной и популярной литературы.
Ценным является и то, что в конце параграфов помещен справочный аппарат в виде "Словаря урока", где помещены персоналии и понятия, встречающиеся на страницах параграфа. Кроме того, каждый параграф заканчивается рубриками "Калейдоскоп мнений" и "Это полезно знать", в которых содержатся афоризмы и мнения о различных сторонах жизни известных людей. Эти рубрики содействуют выработке у учащихся понимания того, что в обществе имеют право на существование различные точки зрения и различные мнения по одному и тому же вопросу. Материал призван выработать у учеников чувство плюрализма и терпимого отношения к нему.
Не обошелся автор учебника и без традиционных вопросов и заданий для самостоятельной работы. Положительным моментом здесь является разделение этих двух понятий по отдельным рубрикам.