Начальная страница  |   Приложение   |   Список литературы   |  
Назад Вперед
К оглавлению

ЗанятиеN 8

Основные каналы получения и переработки информации

Цели занятия:

  1. Учащиеся знакомы с понятием "канал получения и переработки информации".
  2. В процессе беседы определены особенности лиц, с преобладанием того или иного канала.
  3. У учащихся сформированы навыки определения ведущей модальности у собеседника.

Рекомендуемая литература:

  1. Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения: Методическое пособие для педагогов-психологов. - 2-е изд., испр. и доп. - Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1999. - 173 с.
  2. Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения: Хрестоматия. - Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та; М.: Совершенство, 1997. - 198с.

Ход занятия.

На то, как мы воспринимаем услышанную информацию, большое влияние оказывает преобладающий канал получения и переработки информации.

Основатели NLP (нейро-лингвистическое программирование) Ричард Бендлер и Майкл Гриндер выделяют три канала восприятия: визуальный, аудиальный и кинестетический.

От преобладания того или иного зависят:

  • словарный состав речи (предикаты);
  • невербальные реакции (жесты);
  • организация межличностного пространства общения.

Особенности поведения:

Визуалы - преобладает зрительный канал восприятия.

  • Жесты в верхней части туловища, они как бы рисуют.
  • При рассказе часто взгляд направлен вверх.
  • Сидит, как правило, на краешке стула.
  • Подбородок направлен вверх, высокий тембр голоса.
  • Наблюдателен, ориентирован на внешний вид.
  • Увиденное запоминает легко, услышанное - с трудом.
  • Предпочитает полную ясность.
  • Предпочитает читать сам, а не слушать.
  • Читает хорошо, быстро.
  • Красиво, аккуратно пишет, не теряется, если пишет слова, никогда ранее не виденные.
  • При общении - самая далекая дистанция.
  • При общении выбирает слова, которые обозначают то, что можно увидеть: цвет, форма, величина, удаленность и т.д.

Аудиалы - преобладает слуховой канал восприятия.

  • Жесты в средней части туловища, как бы создают темп речи.
  • Когда человек слушает, голова часто наклонена вбок.
  • Хорошо пародирует, речь организована, ритмична.
  • Легко запоминает последовательность, повторяет услышанное, учится - слушая.
  • Могут быть трудности в письме и математике.
  • Читая, шевелит губами.
  • С удовольствием слушает и читает вслух.
  • В общении предпочитает среднюю дистанцию.
  • Любит дискуссии, часто занимает ведущую роль в них.
  • Слова, которые использует обозначают все, что можно непосредственно услышать - например, гремит, шуршит, тишина, звучит, мелодичный, разговаривать.

Кинестетик - преобладает тактильные ощущения, а также вкусовые органы чувств.

  • Жесты - ниже средней линии туловища.
  • Взгляд часто опускается, человек как бы прислушивается к своим ощущениям.
  • Когда садится, устраивается поудобнее.
  • Тембр речи низкий.
  • Медленный темп речи и обработки информации.
  • Любит прикасаться сам и когда прикасаются к нему.
  • Быстрое раннее физическое развитие.
  • Запоминает, двигаясь, действуя с материалом.
  • Читая, водит пальцем, любит книги с динамичным сюжетом.
  • Почерк хуже, чем у других.
  • Близкая дистанция.
  • Склонен бросать одно незаконченное дело ради другого.
  • Развита интуиция.
  • Одевается так, чтобы было удобно.
  • Использует слова, которые обозначают вкус, запах, движение, температуру: например, тепло, прохладно, схватить, чувствовать, держать и т.д.

Рекомендуемое упражнение:

Цель: сформировать у учащихся навыки определения ведущего канала получения и переработки информации у собеседника.

Правила: один ученик (а затем каждый из желающих) должен рассказать о каком-либо интересном случае, произошедшем в его жизни. Задача остальных - определить ведущую модальность.

Обсуждение: определить что способствовало, а что мешало при определении.

Вопросы:

  1. Какие характеристики из ниже перечисленных определяют человека с точки зрения ведущего канала восприятия и переработки информации:
    • манипулятор, холерик, человек;
    • аудиал, визуал, кинестетик.
  2. Человек с какой ведущей модальностью может появиться и на празднике, и на садовом участке в одном виде?
  3. Для чего необходимо учитывать данные о ведущем канале получения и переработки информации в процессе общения?

Наверх страницы