Сибирская олимпиада

В первый раз всматриваются новосибирские десятиклассницы в узор перфокарты, той самой, что командует вычислительными машинами

Будущее!.. Мы смотрим в тебя непрерывно. Без заглядывания в твои дали, без планирования не будет ни роста заводов, ни повышения урожая, ни завоевания космоса...

Уже сегодня старшее поколение ученых волнует вопрос, кто же наполнит лаборатории страны коммунизма. Как правильно поступить, чтобы в математику и физику пришли все, кто имеет наклонность и талант?

Об этом мы попросили рассказать председателя Сибирского отделения Академии наук СССР академика Михаила Алексеевича Лаврентьева.

В школе №130 открылась собственная академия наук Здесь уже сегодня ведут уроки физики ученые Сибирского отделения АН СССР Защищается школьная диссертация. Оппоненты строги и придирчивы
1) В школе №130 открылась собственная академия наук
2) Здесь уже сегодня ведут уроки физики ученые Сибирского отделения АН СССР
3) Защищается школьная диссертация. Оппоненты строги и придирчивы
- Чем вызвано привлечение школьников к обучению в системе Академии наук?

- Конкретный путь в будущее наметил XXII съезд КПСС, принявший историческую программу строительства коммунизма. Перед советской наукой были поставлены грандиозные задачи, осуществление которых окажется возможным только при пересмотре ряда точек зрения на систему подготовки кадров.

Мы знаем, что меры, принятые партией и правительством по увеличению выпуска специалистов в области математики и физики в университетах и специальных вузах, сыграли свою положительную роль. В настоящее время специалистов в этих областях значительно больше, чем в довоенное время.

Между тем бурное развитие физико-математических наук, в частности ядерной физики, ракетной техники, радиолокации, кибернетики, создало такое положение, когда потребность в специалистах физико-технического профиля намного превышает их выпуск. Это приводит к тому, что выпускники ведущих университетов и специальных вузов почти полностью уходят в научно-исследовательские институты и промышленность, а число специалистов высокой квалификации по физике и математике в средних школах резко уменьшилось.

Такое явление несет в себе большую опасность, ибо уровень физико-математической подготовки в средней школе снижается и вместе с ним пропадает интерес учащихся к этим наука. В результате приток способной молодежи сокращается.

Чтобы исправить создавшееся положение, сибирские ученые предложили изменить систему преподавания не только в университетах, но и в средних школах. В настоящее время мы проводим своего рода педагогические эксперименты: Всесибирскую заочную и очную олимпиаду по физике и математике среди учащихся школ, техникумов и рабочей молодежи, имеющей среднее образование. Для наиболее способной молодежи у нас в Сибирском отделении Академии наук СССР будет организована двухмесячная летняя школа. Мы намечаем также создать школу-интернат со специальной программой в Академгородке СО АН СССР для старших классов. Нам думается, что все это поможет повысить качество подготовки учащихся, поступающих в университеты Сибири.

- Каким образом проводится Всесибирская физико-математическая олимпиада?

- Наша олимпиада должна расширить и углубить знания учащихся в области физики и математики в объеме, превосходящем школьную программу. Мы хотим, кроме того, выявить способности учащихся, создать актив среди молодежи и организовать на его основе кружки по физике и математике.

Олимпиада проводится в два тура: заочный и очный. Условия ее заключаются в решении предлагаемых задач различной степени трудности. Для учащихся восьмых, девятых и десятых классов олимпиада проводилась одновременно как по физике, так и по математике. Задачи этого тура были разосланы во все школы Сибири.

Сейчас мы закончили разбор школьных работ, поступивших к нам из Новосибирска, Омска, Барнаула, Тикси, Кемерова, Томска и из многих других городов и сел. Приятно отметить, что в олимпиаде приняли участие и молодые рабочие заводов и школьники из отдаленных небольших сел. А вот, например, ученики десятого класса средней школы № 10 города Новосибирска все до одного прислали письма с решением предлагаемых задач. Всего же заочный тур олимпиады привлек около 1 300 школьников.

Все победители первого тура примут участие во втором, очном туре. Он будет проводиться фактически в каждом областном центре. Юноши и девушки, показавшие на олимпиаде лучшие знания и способности по физике и математике, будут приглашены в летнюю двухмесячную школу в Научном городке Сибирского отделения Академии наук СССР.

- Чем она отличается от обыкновенного летнего лагеря?

- В этой школе-лагере, кроме различных культурных, спортивных и оздоровительных мероприятий, будут систематически проводиться специальные лекции и собеседования по физике и математике. Мальчики и девочки подробно познакомятся с работой институтов Академии наук и лабораторией вычислительного центра. А закончится пребывание ребят в лагере специальным конкурсом сибирской олимпиады и интересным туристическим походом.

- Вы упомянули о создании специальной школы-интерната. Что она будет из себя представлять?

- Это - интересное и очень важное дело, на которое мы возлагаем большие надежды. Принимать в школу будут способных, всесторонне развитых, активных детей. При отборе, разумеется, придется учитывать разницу в степени подготовки учащихся, связанную с неравномерным качеством преподавания в разных школах Сибири.

Наша школа-интернат — в своем роде педагогический эксперимент. Мы предполагаем познакомить ее будущих учеников с учеными многих специальностей, показать лаборатории институтов и опытных производств разных профилей.

Воспитателями девятых, десятых и одиннадцатых классов останутся в основном штатные преподаватели иностранного языка, литературы и русского языка. Такие предметы, как физика, математика и химия, будут преподаваться учеными Сибирского отделения АН СССР по особой программе, учитывающей, современные требования и состояние науки.

По окончании школы-интерната учащиеся получат профессию лаборантов — физиков, химиков, вычислителей. Сибирские ученые надеются, что их выпускники будут достаточно хорошо подготовлены как теоретически, так и практически для поступления в университет или для работы в научно-исследовательских институтах, а также в промышленности.

Aкадемик М.А.Лаврентьев
журнал Огонек, №28, июль 1962