Программа духовно-нравственного воспитания учащихся лицея № 130

имени академика М.А. Лаврентьева

 

Программа духовно-нравственного воспитания учащихся разработана  в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников Федеральных государственных стандартов  общего образования, Программой развития лицея.

Программа духовно-нравственного воспитания учащихся направлена на формирование в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие талантов и способностей учащихся, подготовку их к жизни в постоянно меняющемся, высокотехнологичном, конкурентном мире.

Духовно-нравственное воспитание личности – сложный многоплановый процесс, он неотделим от жизни человека, от семьи, от общества, культуры .  Поэтому  программа реализуется в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, учреждениями дополнительного образования, науки, культуры, социальными и общественными организациями

 

Цель духовно-нравственного воспитания учащихся лицея:

создать открытое пространство для  развития и становления высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного гражданина России.

Задачи:

 

Ценностные установки духовно-нравственного воспитания учащихся.

Ценностные установки воспитания учащихся лицея согласуются с традиционными источниками нравственности, которыми являются:

Приоритетные направления работы:

· Патриотизм – гордость своей Родиной, ее историей, достижениями, любовь и уважение к малой Родине.

· Социальная солидарность – толерантность к представителям других национальностей и конфессий, самоуважение, уважение чести и достоинства других людей.

· Гражданственность – формирование правового сознания, уважение к родному языку, культуре и истории страны.

· Семья – формирование семейных ценностей.

· Труд и творчество – креативность мышления, творчество, уважение к результатам своего и чужого труда.   

· Природа и искусство  – развитие эмоционально-чувственного восприятия.

· Человечество – открытость и дружелюбность по отношению к другим народам

 

Принципы воспитания учащихся лицея:

  1. Принцип открытого воспитательного пространства предполагает такую организацию воспитательной работы, при которой учащиеся не замыкаются в школьной среде, а могут взаимодействовать с общественными организациями, учреждениями дополнительного образования, представителями высших учебных заведений и науки.
  2. Принцип личностного подхода - признание личности ребенка высшей социальной ценностью, влияние на его развитие с опорой на совокупность знаний о человеке вообще, о данном человеке в частности.
  3. Принцип гуманизации межличностных отношений предполагает гуманное отношение к ребенку, признание прав ребенка, терпимое отношение к его мнению, доброту и понимание, взаимоуважение, доверие и сотрудничество педагогов и учащихся
  4. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей. Это организация деятельности, отвечающей интересам и возрастным особенностям учащегося:   игровая, трудовая, благотворительная, творческая, досуг.
  5. Принцип воспитания в коллективе предполагает организацию воспитательного воздействия на личность через  ее участие в коллективной деятельности.
  6. Принцип единства требований школы, семьи и общественности. Так как воспитание происходит под влиянием многих факторов, педагоги должны обеспечить единые и согласованные действия всех участников воспитательного процесса.

Воспитание учащихся лицея осуществляется через освоение ими следующих  социальных ролей:

Я – член моей семьи;

Я – лицеист;

Я – житель Академгородка;

Я – гражданин России.

«Я – член моей семьи»

Основы воспитания закладываются в семье и получают дальнейшее развитие в начальной школе, где сложилась традиция ежегодно определять самое важное событие школьной жизни, вокруг которого и строится вся работа. Наиболее значимыми и масштабными в начальной школе являются   традиционные проекты:

«Память»,

 «Масленица»,

«Зарничка»,

«Сделаем наш дом чище» - акция по благоустройству территории лицея,

Походы выходного дня,

Спортивные соревнования.

Проекты направлены на воспитание любви и уважения к семье и ее традициям, Родине, к ее истории, раскрытие смысла слов «патриот» и «гражданин», на формирование уважения, доброты и сострадания к окружающим.

На всех ступенях обучения реализация проектов осуществляется через:

- тематические классные часы;

- выпуск стенных газет;

- посещение музеев и институтов Академгородка;

- творческие мероприятия: театрализованный конкурс военной и  народной песни;

- презентации классных коллективов;

- субботники по благоустройству территории школы и микрорайона;

- мероприятия, популяризирующие народные обряды и традиции;

- сбор материалов о родителях, родственниках, знакомых, окончивших лицей.

Все мероприятия проходят при активном участии родителей.

«Я – лицеист»

Становление личности учащихся неразрывно связано с воспитанием любви и уважения к лицею, его истории, традициям.

Формы работы:

1. Традиционные мероприятия

«День школы» - проводится ежегодно в сентябре. В подготовке и проведении мероприятия принимают участие все члены лицейского сообщества: педагоги, учащиеся, родители, выпускники. На праздник  подводятся итоги деятельности школы за прошедший учебный год, устраивается красочное шествие по микрорайону, проводятся спортивные соревнования.

«Посвящение в старшие лицеисты» учащихся 9-х классов и «Посвящение в лицеисты» пятиклассников, классные часы о символах лицея воспитывают у учащихся уважение и бережное отношения к традициям лицея и чувство принадлежности к лицейскому сообществу.

Традиционный школьный фестиваль – расширяет и  углубляет знания по истории, традициям и культуре народов России и мира. Каждый фестиваль отражает то время, в котором живет страна, школа, класс. Но главное в фестивале - это само творчество детей и родителей, это самовыражение, вдохновение, радость участия. Такая форма работы помогает сохранить и приумножить традиции лицея, формировать интерес к культурам других стран и народов, формировать толерантное отношение к представителям других национальностей и культур.

Чествование призеров и победителей предметных олимпиад.

Трудовые десанты.

Выставка творческих работ учащихся.

Издание творческих сборников учащихся.

2. Развитие ученического самоуправления

Государственно-общественная модель управления, созданная в лицее, предполагает активное участие старшеклассников в управлении школой.  Участвуя в работе совета, подростки учатся обсуждать внутрилицейских проблемы, принимать решения, реализовывать их.   Деловые игры помогают учащимся освоить те роли, которые они в ближайшем будущем будут осуществлять в реальной жизни.  Учащиеся лицея активно участвуют в предвыборных кампаниях различного уровня. Старшеклассники проводят акции, где выражают свое отношение к переменам, происходящим в стране, рассказывают о том, как они представляют ее будущее.

 «Я – житель Академгородка»

Духовно-нравственное  воспитание несет в себе любовь и уважение к людям, бережное отношение к природе. А это постепенно перерастает в любовь и уважение к Отечеству, своей малой Родине, своему народу.

Формы работы:

1. Природоохранная деятельность

Предметы естественнонаучного цикла формируют у школьников целостное представление о своей Родине, роли и месте России в современном мире, социокультурных особенностях народов России.  В рамках сотрудничества с лабораторией экологического воспитания ИЦиГ СО РАН лицей традиционно проводит ряд природоохранных и природосберегающих мероприятий:

· трудовые десанты по очистке побережья Обского водохранилища и других водоемов от мусора, по благоустройству территории школы и микрорайона;

· высадка саженцев для укрепления побережья Обского водохранилища;

· развешивание домиков для птиц;

· развешивание и патрулирование кормушек;

· конкурсы экологических листовок.

 

  2.  Исследовательская, поисковая работа

· исследовательская работа по изучению истории Великой Отечественной войны, истории Академгородка, истории своей семьи;

· проект «Знаменитые люди Академгородка»;

· интеллектуальные игры, посвященные отечественной истории, истории Новосибирской области и Академгородка;

· организация поисковой деятельности учащихся по истории школы;

· встречи с выпускниками разных лет;

· проект «Памятники Новосибирска».

 3. Благотворительная деятельность

 Целью благотворительной деятельности является помощь и поддержка социально не защищенных групп населения. Очень важно, чтобы наши дети видели тех, кому их помощь и сострадание особенно нужны.

Традиционными форма благотворительности в лицее:

· благотворительные Новогодние представления для детей с ограниченными возможностями, детей из многодетных и малообеспеченных семей;

· акция «Апельсинчик» - сбор апельсинов и яблок, канцелярских товаров и средств личной гигиены для малообеспеченных и многодетных семей;

· акция «Сухая попа» - сбор подгузников для детских домов Новосибирска и Бердска;

· сбор игрушек и канцелярских товаров для детского садика № 156  «Сказка»;

· строительство снежного городка для детского садика № 305;

4. Посещение  театров, музеев, выставок.

 

«Я – житель России»

Освоение ролевой позиции «Я – житель России» наиболее активно происходит на уроках истории, обществознания, права, русского языка, литературы, основах светской этики.

Реализация направления:

1. Предметы гуманитарного цикла

На уроках истории и обществознания  особое внимание уделяется событиям и именам, связанным с деятельностью Российского государства. В лицее ведется курс права, целью которого является формирование правовой культуры учащихся, позволяющей подростку ориентироваться в общественных отношениях соответственно его социальному статусу.  На уроках русского языка и литературы дети знакомятся с лучшими образцами русской и российской словесности, которая является примером духовности, отражением сознания  русского народа. Мощным фактором, повышающим интерес  учащихся к изучению предметов гуманитарного цикла,  является проектная деятельность.

      2. Технология «Дебаты»

Целью технологии является формирование коммуникативных навыков, необходимых для успешной социализации личности, проявляющей активную гражданскую позицию.

В ходе освоения технологии учащиеся приобретают навыки работы с разнообразными источниками информации, отбора и обработки необходимого материала; умение формулировать свои мысли, выстраивать их в четкую структуру, аргументировать свою позицию; умение видеть  обсуждаемую ситуацию во всем ее противоречии, проявлять терпимость к различным точкам зрения; выступления перед аудиторией.

    3. Мероприятия, популяризирующие государственные символы

Неограниченные возможности для становления личности учащихся имеют традиционные мероприятия, формирующие гражданскую идентичность.

С детских лет необходимо учить ребенка уважительно относиться к законам своей страны, основным символам государства. Поэтому в лицее традиционно проходят мероприятия, посвященные популяризации Государственных символов России, знакомство с символикой и традициями лицея, встречи с ветеранами войны и труда, известными людьми Академгородка, знаменитыми  выпускниками лицея разных лет. Проводятся классные часы о дружбе, правах и обязанностях граждан России, знакомство с Уставом лицея. 

 

4. Мероприятия, посвященные памятным датам российской истории:

День Славянской письменности и культуры,

День Победы,

День защитника Отечества,

Главные  сражения Великой Отечественной войны,

День народного единства,

День независимости России,

День Российской науки

 

  5.  Вахта Памяти на Посту №1 у Монумента Славы

Готовясь к несению Вахты Памяти у Монумента Славы на Посту №1, учащиеся знакомятся с историей Великой Отечественной войны, подвигами героев- сибиряков, встречаются с участниками Великой Отечественной войны и тружениками тыла, участниками локальных конфликтов, членами Совета ветеранов Советского района.

6. Международные проекты.

 Лицей осуществляет активное сотрудничество со средней школой им. Роберта Боша, г. Хильдесхайм. Проект предусматривает посещение нашими учениками Германии. Знакомство со страной происходит как на бытовом уровне – проживание в семье, знакомство с укладом жизни, традициями и обычаями, так и на культурном  - знакомство с достопримечательностями страны, системой образования . В свою очередь, немецкие школьники гостят в Сибири, открывая для себя нашу страну.

Лицеисты посещают другую страну  как представители своего народа, своего государства. Ребята чувствуют ответственность и значимость своего участия в этих мероприятиях. 

 

Результат реализации программы

Таким образом, в лицее должно быть создано пространство для духовно-нравственного развития и позитивной самореализации личности учащихся,;

для осознания учащимися как нравственной ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему и будущему;

для поддержания чувства национальной гордости и национального самосознания в сочетании с пониманием места и роли своего народа и страны в развитии мировой культуры;

для формирования осознанного отношения к политике государства.

Учащиеся должны: