Программа формирования культуры здорового
и безопасного образа жизни Лицея № 130
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.
От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»
В.А.Сухомлинский
Аналитическое обоснование программы
Программа
«Здоровье»
Здоровье
детей школьного возраста, как и других групп населения, зависит от таких
факторов, как состояние окружающей среды, здоровье родителей и
наследственность, условия жизни и воспитания ребенка в семье, в образовательном
учреждении. Значимыми факторами, формирующими здоровье детей, является система
воспитания и обучения, включая физическое воспитание. Проблема здоровья нации,
ее генофонд и будущее в значительной мере определяется уровнем развития
физкультуры и спорта.
Школа как социальная
среда, в которой дети находятся значительное время, нередко создает для них
психологические трудности. Специфика современного учебного процесса обусловлена
как продолжительностью учебного дня и обилием домашних заданий, так и
структурой деятельности, количеством, темпом и способами подачи информации,
исходным функциональным состоянием и адаптивностью ученика, характером
эмоционального фона и другими факторами. Ученику приходится приспосабливаться к
давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесс
Следует особо
отметить, что поступление в школу, переход к предметному обучению и в старшие
классы вызывает дополнительное напряжение функциональных систем организма
ребенка и может привести к истощению психоэмоциональных
ресурсов. Нельзя забывать и о возрастных кризисах в процессе обучения. Гормональная
перестройка, неустойчивость самооценки и другие показатели – все это
способствует нарушению процессов адаптации и при неблагоприятных условиях может
привести не только к развитию или обострению психосоматических заболеваний, но
и к формированию отклоняющегося поведения как способа снятия перенапряжения,
ухода от реальности.
В реальных условиях, при проявлении поведенческих нарушений и снижении
успеваемости важно обучить ребёнка
снимать напряжение, овладеть навыками самоконтроля, самопознания,
самореализации, чтобы дальнейшее обучение
не тормозило формирование всех психических процессов и не приводило к
искажению эмоционально-личностного развития. В условиях повышенного
эмоционального напряжения формируются неадекватные формы поведения.
С другой стороны, детско-подростковый возраст – это тот уникальный сенситивный
период, в течение которого наиболее легко и естественно происходит обучение
методам самоконтроля и самореализации, основным стратегиям конструктивного
поведения, приводящим впоследствии к эффективной самореализации, наиболее
полному проявлению интеллектуального и творческого потенциала личности.
Оздоровление общества в широком понимании немыслимо без признания человеком с
самого раннего возраста стандартов здоровья как жизненно необходимых ценностей.
Здоровый образ жизни –
залог счастливой и благополучной жизни ребёнка в гармонии с миром сегодня и в
будущем.
Здоровье является признаком культуры. Оно даёт здоровому человеку значительно
больше возможностей для реализации себя во всех сферах жизни.
Изучение
состояния здоровья подрастающего поколения является важнейшей медико-социальной
задачей. Ежегодное проведение углубленных медицинских осмотров учеников всех
классов является обязательным, и результаты комплексной оценки состояния
здоровья школьников должны стать отправной точкой при планировании мероприятий
по программе.
В
школе разработана программа «Здоровье»,
которая
основывается на:
1.Конвенцию ООН о Правах
Ребенка;
2.Конституцию Российской
Федерации;
3. Закон Российской
Федерации «Об образовании»;
4. Национальную Доктрину
образования Российской Федерации.
Основные концептуальные
положения Программы «Здоровье»:
1. Программа призвана
реализовать основные положения Декларации Прав Ребенка, направленные на защиту
здоровья и получение полноценного образования.
2. Программа является
подтверждением особого статуса детства как периода, не зависящего от
социальных, политических, национальных, конфессиональных и других отличий.
3. Программа находится в
числе приоритетных направлений деятельности школы, служит основой
сотрудничества образования и здравоохранения, общественности, школы и
родителей.
Цель программы:
-Совершенствование системной деятельности по сохранению и
укреплению здоровья участников образовательного процесса.
-Поиск оптимальных средств сохранения и
укрепления здоровья учащихся школы, создание наиболее благоприятных условий для
формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни как одному из
главных путей в достижении успеха.
Исходя из конкретной
ситуации в школе, и в соответствии с поставленной целью можно определить
следующие задачи деятельности педагогического коллектива.
Задачи:
-Создать координационный
совет для реализации программы;
- Отработать систему
выявления уровня здоровья учащихся школы и целенаправленного отслеживания его в
течение всего времени обучения;
- Оценить степень
информированности обучающихся о факторах
риска и сформированности убеждений на здоровый
образ жизни;
- Создать условия для
обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и
формирования здорового образа жизни.
- Совершенствование
санитарно-гигиенической, просветительской, консультативной, информационной
работы со всеми участниками образовательного процесса.
- Оценить эффективность
образовательных воздействий по формированию культуры здоровья;
-Обучить педагогов через
систему вне и внутришкольных семинаров.
Участники
программы:
-учащиеся;
-классные руководители;
-учителя-предметники;
-школьный врач;
-врачи-специалисты;
-школьные специалисты
(психологи);
-родители.
Организационная структура:
- зам. директора по ВР
-психолог;
- учителя;
- завуч;
- директор
Функции различных
категорий работников школы в контексте
реализации программы
-Функции медицинской
службы школы:
-проведение
диспансеризации учащихся школы;
-медосмотр учащихся школы,
определение уровня физического здоровья;
-выявление учащихся
специальной медицинской группы.
-Функции
директора и его заместителей:
-общее руководство
реализацией программы: организация, координация, контроль;
-общее руководство и контроль за организацией горячего питания учащихся в
школе;
-организация контроля
уроков физкультуры;
-обеспечение работы
спортзала во внеурочное время и во время каникул, работа спортивных секций;
-разработка системы
внеклассных мероприятий по укреплению физического здоровья учащихся и ее
контроль;
-организация работы
классных руководителей по программе «Здоровье» и ее контроль;
-организация работы
психологической и социальной службы в школе.
-Функции классного
руководителя:
-санитарно-гигиеническая
работа по организации жизнедеятельности детей в школе;
-организация и проведение
в классном коллективе мероприятий по профилактике частых заболеваний учащихся;
-организация и проведение
в классном коллективе мероприятий по профилактике детского травматизма на
дорогах;
-организация и проведение
профилактической работы с родителями;
-организация встреч
родителей с представителями правоохранительных органов, работниками ГИБДД,
ОППН, медработниками, наркологами;
-организация и проведение
внеклассных мероприятий (беседы, диспуты, лекции, КТД, конкурсы и др.);
-организация и проведение
исследования уровня физического и психофизического здоровья учащихся;
-организация и проведение
диагностик уровня и качества знаний учащимися правил гигиены, дорожного
движения, правовой культуры.
Основными видами
деятельности по программе «Здоровье» в школе являются диагностика, развитие,
профилактика и коррекция, консультирование.
1. Диагностическая
деятельность.
Школа решает следующие
конкретные диагностические задачи:
- диагностический
мониторинг физического состояния, гармоничности развития, физической
подготовленности и работоспособности детей, контроль за
состоянием функций опорно-двигательного аппарата и органа зрения;
- диагностика готовности
ребенка к поступлению в школу с выявлением степени морфофункциональной зрелости
ребенка;
- диагностика состояния
адаптационных механизмов, предупреждение психосоматической
дезадаптации;
- контроль
за сбалансированностью питания;
- мониторинг причин,
влияющих на ухудшение состояния здоровья и нарушение гармоничности физического
развития.
2. Развивающая
деятельность ориентирована на оказание
помощи педагогическому коллективу в осуществлении индивидуального подхода в
обучении и воспитании детей, развитии их способностей и склонностей.
3. Профилактическая и
коррекционная деятельность определяется
необходимостью формирования у педагогов и детей потребности в знаниях о
здоровом образе жизни, желания использовать их в работе с ребенком, а также
своевременным предупреждением и устранением возможных отклонений в состоянии
здоровья и физического развития, обусловленных неумелым обучением и
воспитанием.
В
процессе профилактической и коррекционной работы осуществляются следующие
конкретные мероприятия:
-
прием детей в первый класс, диагностика физиолого-гигиенической готовности
степень биологической зрелости с целью раннего выявления возможных отклонений в
состоянии здоровья;
-
разработка комплекса развивающих, профилактических и коррекционных упражнений
для занятия с детьми. Совместно с педагогами и родителями намечает программу
индивидуальной работы с целью их улучшения адаптации, высокой работоспособности
и обеспечения нормального развития с учетом индивидуальной готовности ребенка к
обучению на каждом переходном этапе.
4. Консультативная
деятельность ориентирована на повышение
культуры педагогов и родителей,расширение
кругозора по вопросам здорового образа жизни. При осуществлении консультативной
работы необходимо решать следующие задачи:
-
консультация педагогов, родителей по проблеме оздоровления детей. Консультации
могут носить как индивидуальный, так и групповой характер;
-
индивидуальные и коллективные занятия с детьми по вопросам здорового образа
жизни;
-
повышение грамотности по вопросам здорового образа жизни через работу
педагогического совета, методических объединений, общих и родительских
собраний;
- на
базе библиотеки комплектация библиотечки по проблемам здоровья и здорового
образа жизни.
Методы и методики,
используемые при реализации программы:
Лекционные
занятия;
Тренинги;
Индивидуальные и групповые консультации;
Тесты и
анкетирование;
Диспуты;
Родительские лектории;
Ролевые игры;
Выпуск газет;
листовок;
Просмотр
учебных фильмов;
Экскурсии;
Конкурсы;
Спортивные
мероприятия.
Сроки, этапы реализации программы:
Программа рассчитана на 3
года (2011-2014 гг.)
Этапы реализации
программы:
1 этап (2011-2012).
Информационно-подготовительный. Обучающий.
Задачи:
- создание
координационного совета;
-подготовка инструментария
(создание программно-методического обеспечения);
-диагностика
психологического, физиологического состояния и творческого потенциала
школьников
- мониторинг (1,5,8
классы)
-теоретическая и
практическая подготовка педагогов школы в рамках здоровьесберегающей
технологии;
2 этап (2012-2013)
Внедренческий.
Задачи:
-диагностика
психофизиологического состояния и творческого потенциала всех школьников;
-привлечение системы
кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа
жизни учащихся.
3 этап (2013-2014) Оценочный.
Задачи:
- анализ ситуации,
возможных самых эффективных методов, способствующих сохранению, укреплению,
повышению здоровья.
- создание
методических пособий и рекомендаций на основе положительного опыта.
Конкретные мероприятия
№ |
Тема |
Дата |
1 |
Создание координационного совета |
Июнь 2011 |
2 |
Создание нормативно-правовой базы |
Июнь- август 2011 |
3 |
Педагогический совет по
принятию программы «Здоровье» |
Август 2011 |
4 |
Общешкольное родительское собрание «Семья и школа за
сохранение здоровья детей». |
Сентябрь. |
5 |
Совещание при
директоре «Первые шаги школы в работе
по программе «Здоровье». |
Январь. |
6 |
Проведение классных часов 2 раза в месяц на параллели 1,5, 8
классов |
Октябрь- апрель 2011-2012 гг. |
7 |
Курсы повышения квалификации педагогов |
В течение года |
8 |
Семинары для учителей всех параллелей с привлечением
специалистов (психолог, врач и др.) |
Ноябрь 2011, март 2012 г. |
9 |
Родительские собрания по
программе «Здоровье». Темы: «Как сохранить здоровье ребенка?», «Режим дня и
его значение», «Физкультура и спорт в
жизни школьника». |
Октябрь 2011, апрель 2012 г. |
10 |
Посещение уроков с целью рациональной организации учебного
процесса в 1,5, 8 классах |
В течение года |
11 |
Проведение семинаров
«Здоровый образ жизни» по темам: 1-4 классы «Экология и здоровье ребёнка» «Организация режима
жизни в школе и дома» 5-8 классы «Повышение иммунитета» «Питание и здоровье» «Сложные отношения в
переходном возрасте» «Вред телевизора и компьютерных игр» «Сохраняем остроту
зрения» 9-11 классы «Учёба на высоком пределе трудности. Как
сохранить здоровье?» «Методы предотвращения
перегрузок» «Профилактика переутомлений в последние месяцы учёбы и в период
подготовки к экзаменам» |
1,5,8 классы - в течение 2011-2012 г, все классы школы – 2012-2013 г. |
12 |
Проведение «Дня здоровья» |
1 раз в четверть – вся школа |
13 |
Проведение «Недели здоровья» |
Февраль 2012 г. |
14 |
Спартакиада школьников |
Кросс-сентябрь 2011 Баскетбол- ноябрь 2011 Волейбол- декабрь 2011 Пионербол- февраль 2012 Теннис- март 2012 г летние игры – май 2012. |
15 |
Создание клуба «Здоровье» |
В течение года |
16 |
Праздники здоровья |
1 раз в полугодие |
17 |
Клуб интересных встреч (родители, психолог, др. специалисты) |
1 раз в четверть |
18 |
Тематические родительские собрания |
1 раз в четверть |
19 |
Консультирование |
В течение года |
20 |
Круглый
стол «Здоровьесберегающие технологии (из опыта
работы)», «Современные здоровьесберегающие
образовательные технологии» |
Ноябрь, февраль. |
21 |
Медико-педагогический мониторинг учащихся 1,5,8 классов |
Апрель-май 2012 г. |
22 |
Проведение углубленного медицинского осмотра учащихся 1,5,8
классов в клинике «Здоровья» учащихся |
Сентябрь- октябрь 2011 г. |
23 |
Тестирование в рамках Комплексной программы оценки
психофизического состояния и функциональных возможностей организма человека |
В течение года |
24 |
Психологический мониторинг здоровья учащихся |
Октябрь, март |
25 |
Конкурс «Здоровый класс» |
Ноябрь 2011 г. |
26 |
Поездки, экскурсии,
прогулки |
В течение года |
27 |
Ролевая игра 5 классы «Человеку нужен друг» |
Ноябрь 2011 г. |
28 |
Ролевая игра «Жить со знаком плюс» 8 классы |
Ноябрь 2011 г. |
29 |
Озеленение учебных кабинетов и территории школы |
Сентябрь- май |
30 |
Организация летней
оздоровительной площадки при школе |
Июнь |
Ресурсы, необходимые для
развития программы:
-готовность
персонала, родителей, учеников к участию в программе,
-профессиональная
компетентность учителей,
-ресурс
времени,
-информационные
ресурсы,
-
финансовые и материально технические.
Материально – технические
ресурсы Лицея № 130.
Здоровесберегающая
инфраструктура
МБОУ Лицей № 130 имени академика М.А. Лаврентьева включают в себя следующие
объекты:
спортивный зал,
спортивная площадка, столовая, учебные кабинеты оснащены разноростовой
мебелью, кабинеты для занятий начальных классов оборудованы
ученическими столами.
Спортивный зал оснащен
необходимым оборудованием для проведения уроков физкультуры и внеклассных
занятий по физкультуре и спорту. Имеются: гимнастические
снаряды (бревно, брусья, перекладина, снаряды для опорного прыжка,
подкидной мостик, гимнастические маты), легкоатлетические снаряды (канат,
планка для прыжков в высоту), оборудование и инвентарь для игр в баскетбол
(корзины, мячи) и волейбол (сетка, мячи), стол и ракетки для игры в настольный
теннис, гимнастическая стенка, гимнастические скамейки,
гимнастические палки, обручи, скакалки, туристическое снаряжение (спальные
мешки и палатки), боксерские груши и перчатки, гири, гантели. При
использовании оборудования в спортивном зале неуклонно соблюдаются санитарно-
гигиенические нормы и правила техники безопасности.
Спортивная площадка включает в себя:
детская площадка, гимнастический городок, 1 футбольное поле, волейбольную
площадку, полосу препятствий, прыжковую яму, площадку для игр. При
занятиях на спортивной площадке соблюдаются все санитарно- гигиенические
нормы и правила техники безопасности.
Школьная столовая имеет
пищеблок и обеденный зал. Столовая оснащена необходимым оборудованием для
приготовления горячей пищи и выполнения санитарно-гигиенических норм и правил.
Рациональная организация
образовательного процесса и использование здоровьесберегающих
технологий в учебной деятельности.
Учебные нагрузки в школе
не превышают возрастные нормативы, оговоренные в СанПиНах.
Урок – главное поле
реализации здоровьесберегающих образовательных
технологий. Педагоги школы активно используют технологии, признанные здоровьесберегающими: педагогика сотрудничества, игровые
технологии, технологии уровневой дифференциации, групповые технологии. Данные
технологии решают проблему эргономичности обучения, так как они являются
эффективными, безопасными для здоровья обучаемых и
способствуют развитию личности.
Учащиеся стимулируются к
самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов
проработки учебного материала, что способствует их саморазвитию.
Работой учителей
обеспечивается достаточный уровень мотивации учащихся, они эмоционально
вовлечены в процесс обучения, заинтересованы в его результатах.
Обеспечивается
предупреждение переутомления учащихся, перегрузки их памяти и связанные с этим
состояния дистресса путем чередования периодов
напряженной работы и расслабления, адекватного восстановления после периодов
интенсивной деятельности, смены видов деятельности и т.д.
Оценка деятельности
ученика выполняет стимулирующую роль и осуществляется не только по конечному
результату, но и по процессу его достижения.
Учебный процесс
ориентирован на развитие творческого начала в учебной деятельности учащихся.
Организация физкультурно-
оздоровительной работы.
В школе введен
спортивно-двигательный режим, включающий в себя подвижные перемены, динамические
паузы, физкультминутки на уроках, дни здоровья, работу спортивных секций.
В школе
работают спортивные секции (баскетбол, волейбол). Разработан и действует
комплекс физкультминуток и смены динамических пауз на уроках (в соответствии с
расписанием) для учащихся начальной школы.
Организация
системы работы с педагогами и родителями.
Для того чтобы здоровьесберегающие технологии прочно вошли в
практику работы каждого педагога школы, на педагогических советах и
заседаниях школьных методических объединений рассматриваются технологии и
методики, позволяющие оптимально построить урок и внеурочную работу. Тематика
педсоветов, ориентирующих учителя на здоровьесберегающие
технологии, разнообразна. Обсуждаемые темы :
«Ориентация учителя на здоровьесберегающее обучение и
воспитание», «Приоритет духовности в условиях здоровьесберегающего
обучения и воспитания», «Методика диагностики педагогических технологий здоровьесберегающих технологий», «Реализация задач
сохранения и укрепления здоровья школьников через систему воспитательной
работы» и др.
Ожидаемые
результаты:
- Повышение уровня
физического, психического и социального здоровья учащихся;
- Повышение приоритета
здорового образа жизни.
-Повышение мотивации к
двигательной деятельности, здоровому образу жизни.
-Повышение
профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и
укреплении здоровья школьников.
-Поддержка родителями
деятельности школы по воспитанию здоровых детей.