Программа формирования культуры здорового

и безопасного образа жизни Лицея № 130

 

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

От жизнедеятельности,  бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»

                 В.А.Сухомлинский

Аналитическое обоснование программы

Программа «Здоровье»

Здоровье детей школьного возраста, как и других групп населения, зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, здоровье родителей и наследственность, условия жизни и воспитания ребенка в семье, в образовательном учреждении. Значимыми факторами, формирующими здоровье детей, является система воспитания и обучения, включая физическое воспитание. Проблема здоровья нации, ее генофонд и будущее в значительной мере определяется уровнем развития физкультуры и спорта.

Школа как социальная среда, в которой дети находятся значительное время, нередко создает для них психологические трудности. Специфика современного учебного процесса обусловлена как продолжительностью учебного дня и обилием домашних заданий, так и структурой деятельности, количеством, темпом и способами подачи информации, исходным функциональным состоянием и адаптивностью ученика, характером эмоционального фона и другими факторами. Ученику приходится приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесс

 Следует особо отметить, что поступление в школу, переход к предметному обучению и в старшие классы вызывает дополнительное напряжение функциональных систем организма ребенка и может привести к истощению психоэмоциональных ресурсов. Нельзя забывать и о возрастных кризисах в процессе обучения. Гормональная перестройка,  неустойчивость самооценки и другие показатели – все это способствует нарушению процессов адаптации и при неблагоприятных условиях может привести не только к развитию или обострению психосоматических заболеваний, но и к формированию отклоняющегося поведения как способа снятия перенапряжения, ухода от реальности.

            В реальных условиях, при проявлении поведенческих нарушений и снижении успеваемости  важно обучить ребёнка снимать напряжение, овладеть навыками самоконтроля, самопознания, самореализации, чтобы дальнейшее обучение  не тормозило формирование всех психических процессов и не приводило к искажению эмоционально-личностного развития. В условиях повышенного эмоционального напряжения формируются неадекватные формы поведения.

            С другой стороны, детско-подростковый возраст – это тот уникальный сенситивный период, в течение которого наиболее легко и естественно происходит обучение методам самоконтроля и самореализации, основным стратегиям конструктивного поведения, приводящим впоследствии к эффективной самореализации, наиболее полному проявлению интеллектуального и творческого потенциала личности.

        Оздоровление общества в широком понимании немыслимо без признания человеком с самого раннего возраста стандартов здоровья как жизненно необходимых ценностей.

Здоровый образ жизни – залог счастливой и благополучной жизни ребёнка в гармонии с миром сегодня и в будущем. 

         Здоровье является признаком культуры. Оно даёт здоровому человеку значительно больше возможностей для  реализации себя во всех сферах жизни.

   Изучение состояния здоровья подрастающего поколения является важнейшей медико-социальной задачей. Ежегодное проведение углубленных медицинских осмотров учеников всех классов является обязательным, и результаты комплексной оценки состояния здоровья школьников должны стать отправной точкой при планировании мероприятий по программе.

В школе разработана программа «Здоровье»,

которая основывается на:

1.Конвенцию ООН о Правах Ребенка;

2.Конституцию Российской Федерации;

3. Закон Российской Федерации «Об образовании»;

4. Национальную Доктрину образования Российской Федерации.

Основные концептуальные положения Программы «Здоровье»:

1. Программа призвана реализовать основные положения Декларации Прав Ребенка, направленные на защиту здоровья и получение полноценного образования.

2. Программа является подтверждением особого статуса детства как периода, не зависящего от социальных, политических, национальных, конфессиональных и других отличий.

3. Программа находится в числе приоритетных направлений деятельности школы, служит основой сотрудничества образования и здравоохранения, общественности, школы и родителей.

 

             

 

 Цель программы:

 -Совершенствование  системной деятельности по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса.

 -Поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся школы, создание наиболее благоприятных условий для формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни как одному из главных путей в достижении успеха.

Исходя из конкретной ситуации в школе, и в соответствии с поставленной целью можно определить следующие задачи деятельности педагогического коллектива.

 Задачи:

-Создать координационный совет для реализации программы; 

- Отработать систему выявления уровня здоровья учащихся школы и целенаправленного отслеживания его в течение всего времени обучения;

- Оценить степень информированности обучающихся о факторах  риска и сформированности убеждений на здоровый образ жизни;

- Создать условия для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирования здорового образа жизни.

- Совершенствование санитарно-гигиенической, просветительской, консультативной, информационной работы со всеми участниками образовательного процесса.

- Оценить эффективность образовательных воздействий по формированию культуры здоровья;

-Обучить педагогов через систему вне и внутришкольных семинаров.

 Участники программы:

 -учащиеся;

-классные руководители;

-учителя-предметники;

-школьный врач;

-врачи-специалисты;

-школьные специалисты (психологи);

-родители.

Организационная структура:

- зам. директора  по ВР

-психолог;

- учителя;

- завуч;

- директор

 

Функции различных категорий работников школы в  контексте  реализации программы

-Функции медицинской службы школы:

-проведение диспансеризации учащихся школы;

-медосмотр учащихся школы, определение уровня физического здоровья;

-выявление учащихся специальной медицинской  группы.

 -Функции директора и его заместителей:

-общее руководство реализацией программы: организация, координация, контроль;

-общее руководство и контроль за организацией горячего питания  учащихся в школе;

-организация контроля уроков физкультуры;

-обеспечение работы спортзала во внеурочное время и во время каникул, работа спортивных секций;

-разработка системы внеклассных мероприятий по укреплению физического здоровья учащихся и ее контроль;

-организация  работы классных руководителей по программе «Здоровье» и ее  контроль;

-организация работы психологической и социальной службы в школе.

-Функции классного руководителя:

-санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;

-организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике частых заболеваний учащихся;

-организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;

-организация и проведение профилактической работы с родителями;

-организация встреч родителей с представителями правоохранительных органов, работниками ГИБДД, ОППН, медработниками, наркологами;

-организация и проведение внеклассных мероприятий (беседы, диспуты, лекции, КТД, конкурсы и др.);

-организация и проведение исследования уровня физического и психофизического здоровья учащихся;

-организация и проведение диагностик уровня и качества знаний учащимися правил гигиены, дорожного движения, правовой культуры.

 

Основными видами деятельности по программе «Здоровье» в школе являются диагностика, развитие, профилактика и коррекция, консультирование.

 

1. Диагностическая деятельность.

Школа решает следующие конкретные диагностические задачи:

- диагностический мониторинг физического состояния, гармоничности развития, физической подготовленности и работоспособности детей, контроль за состоянием функций опорно-двигательного аппарата и органа зрения;

- диагностика готовности ребенка к поступлению в школу с выявлением степени морфофункциональной зрелости ребенка;

- диагностика состояния адаптационных механизмов, предупреждение психосоматической дезадаптации;

- контроль за сбалансированностью питания;

- мониторинг причин, влияющих на ухудшение состояния здоровья и нарушение гармоничности физического развития.

2. Развивающая деятельность ориентирована на оказание помощи педагогическому коллективу в осуществлении индивидуального подхода в обучении и воспитании детей, развитии их способностей и склонностей.

 

3. Профилактическая и коррекционная деятельность определяется необходимостью формирования у педагогов и детей потребности в знаниях о здоровом образе жизни, желания использовать их в работе с ребенком, а также своевременным предупреждением и устранением возможных отклонений в состоянии здоровья и физического развития, обусловленных неумелым обучением и воспитанием.

В процессе профилактической и коррекционной работы осуществляются следующие конкретные мероприятия:

- прием детей в первый класс, диагностика физиолого-гигиенической готовности степень биологической зрелости с целью раннего выявления возможных отклонений в состоянии здоровья;

- разработка комплекса развивающих, профилактических и коррекционных упражнений для занятия с детьми. Совместно с педагогами и родителями намечает программу индивидуальной работы с целью их улучшения адаптации, высокой работоспособности и обеспечения нормального развития с учетом индивидуальной готовности ребенка к обучению на каждом переходном этапе.

 

4. Консультативная деятельность ориентирована на повышение культуры педагогов и родителейасширение кругозора по вопросам здорового образа жизни. При осуществлении консультативной работы необходимо решать следующие задачи:

- консультация педагогов, родителей по проблеме оздоровления детей. Консультации могут носить как индивидуальный, так и групповой характер;

- индивидуальные и коллективные занятия с детьми по вопросам здорового образа жизни;

- повышение грамотности по вопросам здорового образа жизни через работу педагогического совета, методических объединений, общих и родительских собраний;

- на базе библиотеки комплектация библиотечки по проблемам здоровья и здорового образа жизни.

 

Методы и методики, используемые при реализации программы:

   Лекционные занятия;

  Тренинги;

   Индивидуальные и групповые консультации;

  Тесты и анкетирование;

   Диспуты;

   Родительские лектории;

  Ролевые игры;

   Выпуск газет; листовок;

   Просмотр учебных фильмов;

   Экскурсии;

   Конкурсы;

   Спортивные мероприятия.

 

Сроки, этапы  реализации программы:  

Программа рассчитана на 3 года (2011-2014 гг.)

Этапы реализации программы:

1 этап (2011-2012). Информационно-подготовительный. Обучающий.

Задачи:

- создание координационного совета;

-подготовка инструментария (создание программно-методического обеспечения);

-диагностика психологического, физиологического состояния и творческого потенциала школьников

- мониторинг (1,5,8 классы)

-теоретическая и практическая подготовка педагогов школы в рамках здоровьесберегающей технологии;

2 этап (2012-2013) Внедренческий.

Задачи:

 -диагностика психофизиологического состояния и творческого потенциала всех  школьников;

-привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни учащихся.

 3 этап (2013-2014) Оценочный.

Задачи:

- анализ ситуации, возможных самых эффективных методов, способствующих сохранению, укреплению, повышению здоровья.

- создание методических пособий и рекомендаций на основе положительного опыта. 

Конкретные мероприятия

Тема

Дата

1

Создание координационного совета

Июнь 2011

2

Создание нормативно-правовой базы

Июнь- август 2011

3

Педагогический совет по принятию программы «Здоровье»

Август 2011

4

Общешкольное родительское собрание «Семья и школа за сохранение     здоровья детей».

Сентябрь.

5

Совещание при директоре  «Первые шаги школы в работе по программе «Здоровье».

Январь.

6

Проведение классных часов 2 раза в месяц на параллели 1,5, 8 классов

Октябрь- апрель 2011-2012 гг.

7

Курсы повышения квалификации педагогов

В течение года

8

Семинары для учителей всех параллелей с привлечением специалистов (психолог, врач и др.)

Ноябрь 2011, март 2012 г.

9

Родительские собрания по программе «Здоровье». Темы: «Как сохранить здоровье ребенка?», «Режим дня и его значение»,

«Физкультура и спорт в жизни школьника».

 

Октябрь 2011, апрель 2012 г.

10

Посещение уроков с целью рациональной организации учебного процесса в 1,5, 8 классах

В течение года

11

Проведение семинаров «Здоровый образ жизни» по темам:

1-4 классы

 «Экология и здоровье ребёнка»

«Организация режима жизни в школе и дома»

5-8 классы

 «Повышение иммунитета»

«Питание и здоровье»

«Сложные отношения в переходном возрасте»

 «Вред телевизора и компьютерных игр»

«Сохраняем остроту зрения»

9-11 классы

 «Учёба на высоком пределе трудности. Как сохранить здоровье?»

«Методы предотвращения перегрузок» «Профилактика переутомлений в последние месяцы учёбы и в период подготовки к экзаменам»

1,5,8 классы - в течение 2011-2012 г,

все классы школы – 2012-2013 г.

12

Проведение «Дня здоровья»

1 раз в четверть – вся школа

13

Проведение «Недели здоровья»

Февраль 2012 г.

14

Спартакиада школьников

Кросс-сентябрь 2011

Баскетбол- ноябрь 2011

Волейбол- декабрь 2011

Пионербол- февраль 2012

Теннис- март 2012 г

летние игры – май 2012.

15

Создание клуба «Здоровье»

В течение года

16

Праздники здоровья

1 раз в полугодие

17

Клуб интересных встреч (родители, психолог, др. специалисты)

1 раз в четверть

18

Тематические родительские собрания

1 раз в четверть

19

Консультирование

В течение года

20

Круглый стол «Здоровьесберегающие технологии (из опыта работы)», «Современные здоровьесберегающие образовательные технологии»

Ноябрь, февраль.

21

Медико-педагогический мониторинг учащихся 1,5,8 классов

Апрель-май 2012 г.

22

Проведение углубленного медицинского осмотра учащихся 1,5,8 классов в клинике «Здоровья» учащихся

Сентябрь- октябрь 2011 г.

23

Тестирование в рамках Комплексной программы оценки психофизического состояния и функциональных возможностей организма человека

В течение года

24

Психологический мониторинг здоровья учащихся

Октябрь, март

25

Конкурс «Здоровый класс»

Ноябрь 2011 г.

26

Поездки, экскурсии,  прогулки

В течение года

27

Ролевая игра 5 классы «Человеку нужен друг»

 Ноябрь 2011 г.

28

Ролевая игра «Жить со знаком плюс» 8 классы

Ноябрь 2011 г.

29

Озеленение учебных кабинетов и территории школы

Сентябрь- май

30

Организация летней оздоровительной площадки при школе

Июнь

Ресурсы, необходимые для развития программы:

-готовность персонала, родителей, учеников к участию в программе,

-профессиональная компетентность учителей,

-ресурс времени,

-информационные ресурсы,

- финансовые и материально технические.

Материально – технические ресурсы Лицея № 130.

Здоровесберегающая инфраструктура МБОУ Лицей № 130 имени академика М.А. Лаврентьева включают в себя следующие объекты:

 спортивный зал, спортивная площадка, столовая, учебные кабинеты оснащены разноростовой мебелью,  кабинеты для занятий начальных классов оборудованы  ученическими столами.

Спортивный зал оснащен необходимым оборудованием для проведения уроков физкультуры и внеклассных занятий по физкультуре и спорту. Имеются: гимнастические снаряды (бревно, брусья, перекладина,  снаряды для опорного прыжка, подкидной мостик, гимнастические маты), легкоатлетические снаряды (канат, планка для прыжков в высоту), оборудование и инвентарь для игр в баскетбол (корзины, мячи) и волейбол (сетка, мячи), стол и ракетки для игры в настольный теннис, гимнастическая стенка, гимнастические скамейки,   гимнастические палки, обручи, скакалки, туристическое снаряжение (спальные мешки и палатки), боксерские груши и перчатки, гири, гантели. При использовании оборудования в спортивном зале неуклонно соблюдаются санитарно- гигиенические нормы и правила техники безопасности.

 Спортивная площадка  включает в себя: детская площадка, гимнастический городок, 1 футбольное поле, волейбольную площадку, полосу препятствий, прыжковую яму, площадку для игр.  При занятиях на  спортивной площадке соблюдаются все санитарно- гигиенические нормы и правила техники безопасности.

Школьная столовая имеет пищеблок и обеденный зал. Столовая оснащена необходимым оборудованием для приготовления горячей пищи и выполнения санитарно-гигиенических норм и правил.

Рациональная организация образовательного процесса и использование здоровьесберегающих технологий в учебной деятельности.

Учебные нагрузки в школе не превышают возрастные нормативы, оговоренные в СанПиНах.

Урок – главное поле реализации здоровьесберегающих образовательных технологий. Педагоги школы активно используют технологии, признанные здоровьесберегающими: педагогика сотрудничества, игровые технологии, технологии уровневой дифференциации, групповые технологии. Данные технологии решают проблему эргономичности обучения, так как они являются эффективными, безопасными для здоровья обучаемых и способствуют развитию личности.

Учащиеся стимулируются к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала, что способствует их саморазвитию.

Работой учителей обеспечивается достаточный уровень мотивации учащихся, они эмоционально вовлечены в процесс обучения, заинтересованы в его результатах.

Обеспечивается предупреждение переутомления учащихся, перегрузки их памяти и связанные с этим состояния дистресса путем чередования периодов напряженной работы и расслабления, адекватного восстановления после периодов интенсивной деятельности, смены видов деятельности и т.д.

Оценка деятельности ученика выполняет стимулирующую роль и осуществляется не только по конечному результату, но и по процессу его достижения.

Учебный процесс ориентирован на развитие творческого начала в учебной деятельности учащихся.

 Организация физкультурно- оздоровительной работы.

В школе введен спортивно-двигательный режим, включающий в себя подвижные перемены, динамические паузы, физкультминутки на уроках, дни здоровья, работу спортивных секций.

   В школе работают  спортивные секции (баскетбол, волейбол). Разработан и действует комплекс физкультминуток и смены динамических пауз на уроках (в соответствии с расписанием) для учащихся начальной школы.

 Организация системы работы с педагогами и родителями.

Для того чтобы здоровьесберегающие  технологии прочно вошли в практику работы каждого педагога школы, на педагогических советах  и заседаниях школьных методических объединений  рассматриваются технологии и методики, позволяющие оптимально построить урок и внеурочную работу. Тематика педсоветов,  ориентирующих учителя на здоровьесберегающие технологии, разнообразна. Обсуждаемые темы : «Ориентация учителя на здоровьесберегающее обучение и воспитание»,  «Приоритет духовности в условиях здоровьесберегающего обучения и воспитания», «Методика диагностики педагогических технологий здоровьесберегающих технологий»,  «Реализация задач сохранения и укрепления здоровья школьников через систему воспитательной работы» и др.

Ожидаемые результаты: 

- Повышение уровня физического, психического и социального здоровья учащихся;

- Повышение приоритета здорового образа жизни.

-Повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни.

-Повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья школьников.

-Поддержка родителями деятельности школы по воспитанию здоровых детей.