Пояснительная записка
Основная
образовательная программа начального общего образования (ОПП)
разработана в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования
(утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 6
октября 2009 года № 373)
Приказ
зарегистрирован Минюстом РФ 22.12.2009г. рег. №17785.
ООП определяет содержание и организацию
образовательного процесса на ступени начального общего образования.
ООП соответствует основным принципам
государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе
Российской Федерации «Об образовании»:
Руководствуясь тезисом о «самоценности
ступени начального образования как фундамента всего последующего
образования» (ФГОС, с.4) ООП ставит своей целью создать (обеспечить)
образовательное пространство, в котором реализуются:
• системно-деятельностная
парадигма образования, которая предполагает наличие у учащихся
учебно-познавательной мотивации, умение определять (ставить) цель предстоящей
деятельности и планировать её, а также оперировать логическими приёмами
мышления, владеть самоконтролем и самооценкой как важнейшими учебными
действиями
• концепция развития универсальных учебных
действий младших школьников (личностных, познавательных, регулятивных,
коммуникативных), разработанная на основе системно-деятельностного
подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я.
Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым,
Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой, С.В.
Молчановым под руководством А.Г. Асмолова. В
соответствии с этой концепцией универсальные учебные действия, их свойства и
качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности
усвоение знаний, формирование умений, образа мира и основных компетенций
учащегося, в том числе социальной и личностной. УУД обеспечивают формирование
психологических новообразований и способностей учащихся, которые в свою очередь
определяют условия успешной учебной деятельности.
• требования ФГОС к планируемым результатам
ООП, в числе которых:
личностные результаты – готовность и способность обучающихся к
саморазвитию, сформированность мотивации к учению и
познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие
их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные
качества; сформированность основ российской и
гражданской идентичности;
метапредметные результаты
– освоенные ими универсальные учебные действия
(познавательные, регулятивные и коммуникативные), составляющие основу умения
учиться (функциональной грамотности);
предметные результаты – система основополагающих элементов научного
знания по каждому предмету как основа современной научной картины мира и опыт
деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению,
специфический для каждой предметной области.
Программа ориентирована на достижение главной
цели общего образования на его начальном этапе: «развитие личности
обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и
освоения мира» (ФГОС, с.6) и на комплексное решение следующих задач:
– формирование у школьников базовых предметных
знаний и представлений о мире, обеспечивающих выполнение требований ФГОС к
результатам начального общего образования и адекватных возрастным возможностям
учащихся; формирование на основе этих знаний предметных умений, нашедших
отражение в требованиях ФГОС;
– развитие познавательных психических
процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и познавательных
интересов;
– развитие мышления детей, готовности
выполнять различные умственные действия (анализ, синтез, сравнение,
классификация, обобщение), устанавливать причинно-следственные связи, делать
выводы, умозаключения и т.д.;
– формирование основ умения учиться и
способности к организации своей деятельности, в том числе учебной;
– становление информационной грамотности,
умения находить нужную информацию, работать с ней и использовать для решения
различных задач;
– гражданское, духовно-нравственное,
эстетическое развитие и воспитание учащихся, обеспечивающее принятие ими
национальных, гуманистических и демократических ценностей, моральных норм,
нравственных установок, формирование эстетического чувства, вкуса;
– воспитание коммуникативной культуры, умения
взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе и в целом
умения общаться в устной и письменной форме;
– укрепление физического и духовного здоровья
учащихся.
Комплексное решение названных задач,
предусмотренное данной программой начального общего образования, обеспечивается
реализацией системно-деятельностного,
гуманно-личностного, культурологического и здоровьесберегающего
подходов.
Основу организации образовательного процесса
составляют принципы:
– развития учащихся, который
в рамках каждого учебного предмета за счёт особой организации деятельности
детей предполагает целенаправленное совершенствование различных сторон
личности;
– культуросообразности,
согласно которому освоение предметного содержания
осуществляется на более широком фоне знакомства учащихся (в определённых
пределах) с миром культуры, с элементами социально-исторического опыта людей;
– целостности содержания, в
соответствии с которым обеспечивается органичное слияние изученного и вновь
изучаемого материала, постепенное расширение уже имеющегося у учащихся личного
опыта, установление в сознании детей связей между различными курсами;
– спиралевидности,
в соответствии с которым формирование у учащихся
предметных и метапредметных умений происходит
последовательно, постепенно, но при этом не строго линейно.
Образовательная программа начального
общего образования МБОУ лицей №130 имени академика М.А. Лаврентьева
ориентирована на использование в учебном процессе в качестве средства обучения
учебников завершенных предметных линий, входящими в перечень учебников на
2011-2012 учебный год (приказ Минобрнауки России от 24.12.2010
№2080), в которых указанные подходы к организации освоения содержания
учебных предметов и принципы находят последовательное воплощение.
Обучение
грамоте |
Соловейчик
М.С., Бетенькова Н.М., Кузьменко
Н.С. «Букварь», Ассоциация 21 век. |
Литературное
чтение |
Кубасова О.В. «Литературное чтение», Ассоциация 21
век |
Русский язык |
Соловейчик М.С., Кузьменко
Н.С. «Русский язык», Ассоциация 21 век |
Математика |
Петерсон Л.Г. «Математика», Ювента |
Окружающий мир |
Поглазова О.Т., Шилин В.Д.
«Окружающий мир», Ассоциация 21 век |
ИЗО |
Кузин В.С., Кубышкина Э.И. «Изобразительное искусство», Яхонт |
Технология |
Геронимус Т.М. «Технология», Дрофа |
Основная образовательная программа содержит
следующие разделы: