Новосибирск, МОУ лицей № 130 имени академика М.А. Лаврентьева

 

ОТЧЕТ

О реализации программы развития лицея 

в 2006-2007 учебном году

 

1. Уникальность и инновационный потенциал программы развития

Программа развития лицея «Формирование элиты: лицейская образовательная модель» была разработана в соответствии с основными положениями Концепции модернизации образования в РФ, целями и задачами, которые ставит перед каждым образовательным учреждением приоритетный национальный проект «Образование».

Уникальность реализуемой нами программы (4 место в рейтинге программ развития образовательных учреждений по Новосибирской области) состоит в том, что она, с одной стороны, является логическим продолжением предыдущих программ развития лицея, сохраняет и усиливает сложившиеся за десятилетия и проверенные временем традиции «130-ки», с другой стороны, содержит потенциал для реализации нового государственного и гражданского заказа современной школе.

Какие новые идеи, направления работы, подходы и установки, адекватные современным вызовам, и почему мы акцентировали в программе?

1. Заявленные в программе принципы открытого образовательного пространства, самоопределения, развития, партнерства становятся регуляторами поведения для подавляющего большинства участников образовательного процесса. Выход за рамки, задаваемыми этими принципами, рассматривается нами как отступление от буквы и духа программы.

2. Главным инновационным достоинством программы мы считаем соответствие ресурсного обеспечения (кадрового, правового, психологического, материально-технического) и педагогических технологий стратегической цели программы.

3. Базовым проектом человека, на который мы ориентируемся в своей программе, является для нас проект человека культуры, т.е. человека, для которого фундаментальными являются традиции отечественной и мировой культуры, человека, способного к самоопределению и инновациям.

Поэтому стратегическую цель мы видим в формировании элиты, т.е. лучших людей, носителей лучших культурных образов мышления и действия. Мы понимаем, что культурный возраст ребёнка, освоение им образцов культуры и способность соотносить эти образцы с личным опытом формируются не только школой, но также семьёй и социальной средой. Свою роль мы видим в том, чтобы стать одним из активных субъектов в реализации этой стратегической цели, в создании особых условий для роста этих качеств в ребёнке.

В чём мы видим преемственность настоящей и предыдущих программ развития?

Лицей был и остаётся многопрофильным учреждением, позволяющим учащимся 1-8 классов получать качественное общее образование, а учащимся 9-11 классов развивать свои познавательные интересы и наклонности в физико-математическом, естественнонаучном, экономическом и гуманитарном профилях.

Разветвлённая система спецкурсов по различным предметам, творческих мастерских, студий позволяет учащимся компенсировать узость выбранного ими профиля, выстраивать собственную образовательную траекторию.

Со второго класса все учащиеся изучают углубленно английский язык (школа № 130 была одним из первых образовательных учреждений в СССР, получившим в 1962 году право на его углублённое изучение), осваивают его к моменту окончания школы на достаточно высоком уровне. В качестве спецкурса желающие изучают французский и немецкий язык.

К традиционно сильным направлениям работы школы относится использование компьютерной техники в образовательном процессе (первый компьютер появился в школе в 1982 году). Осознавая значимость и возможности новых информационных технологий в воспитании и обучении лицеистов, значительную часть средств (60,5%), полученных в рамках президентского гранта, мы направили на модернизацию ИКТ.

Преемственность в идеологии и практике обучения лицеистов проявляется в особом отношении учащихся и учителей к исследовательской деятельности (это одно из приоритетных направлений нашей инновационной программы). В рамках этого направления мы работаем над формированием у лицеистов и их наставников культуры исследовательской деятельности, аналитических способностей. В программе подробно представлен опыт работы школьных лабораторий, их образовательный потенциал.

Многие родители учащихся работают в научно-исследовательских институтах и Новосибирском государственном университете, демонстрируя своим детям высокие образцы мышления и действия. Высокому качеству исследовательских работ учащихся способствует то, что лицей пользуется лабораторной базой НГУ, ФМШ, исследовательских институтов, социокультурным и научным потенциалом всего Академгородка.

Лицей № 130 издавна славился своими победителями олимпиад, поэтому одним из индикаторов - показателей успешности реализации программы развития, мы считаем рост числа учащихся - участников и победителей олимпиад различного уровня. Достижения наших олимпиадников на всех уровнях, включая международный, в 2006-2007 учебном году - наиболее яркое свидетельство эффективности работы образовательной модели лицея.

И, если говорить о поддержании традиций, нельзя не упомянуть об участии в жизни и развитии своей альма-матер выпускников лицея.

Многие из них уже учат в лицее своих детей, внуков, входят в родительские комитеты классов, в Попечительский Совет благотворительного фонда поддержки лицея, Совет Лицея. В прошедшем учебном году родители и бывшие выпускники приняли участие в подготовке и проведении очередного (29-го!) традиционного лицейского фестиваля. В фестивале приняли участие все классы. Праздник проникновения в культуры других стран и народов, совместного творчества учителей, учащихся и родителей состоялся.

Ориентация на сложившиеся традиции - свидетельство того, что новая программа развития лицея многомерна: она уходит корнями в давнюю и ближнюю историю школы и в то же время нацелена в будущее.

 

2. Эффективность взаимодействия образовательного учреждения с родителями, выпускниками и профессиональным сообществом (инновационная управленческая  модель).

Особую роль в реализации программы развития мы отводим системе управления. Складывающаяся в лицее модель управления развитием способствует эффективному взаимодействию в образовательном пространстве лицея различных субъектов, а самого лицея с выпускниками, представителями власти, бизнеса и общественности Академгородка.

Управленческие структуры модели обеспечивают выполнение целей, задач и принципов развития, продуцируют эффективные управленческие решения на приоритетных направлениях работы, способствуют формированию лицейской образовательной модели.

В ситуации инновационного развития сама модель управления является инновационной, включая непривычные для образовательного учреждения принципы, выработанные в современном инновационном менеджменте (переход от иерархических структур к матричным и сетевым, командный принцип работы, делегирование полномочий, прозрачность, открытость, отчетность, субсидиарность и др.). Модель предполагает органичное сочетание двух взаимосвязанных, дополняющих одна другую, компонент: государственной и общественной (Приложение 2.1).

Государственная компонента модели представлена административной структурой управления, субъекты которой назначаются или  создаются соответствующими  приказами и распоряжениями, и обеспечивают неукоснительную реализацию в образовательном пространстве  лицея основных положений, заложенных в Законе РФ «Об образовании»,  Федеральной целевой программе развития образования на 2006 – 2010 гг.,

Комплексном проекте модернизации системы образования Новосибирской области, других нормативно–правовых документах федерального, регионального и муниципального уровней.

Административная «вертикаль власти» обеспечивает также реализацию государственных образовательных стандартов и программ, в конечном счете, всех аспектов государственной политики в сфере образования в  лицее.

Общественная компонента модели представлена органами самоуправления, избираемыми в соответствии с Уставом лицея, действующими на основании  локальных нормативно-правовых актов (Положений) в целях развития всего лицейского сообщества. Их основное предназначение - обеспечить участие в управлении лицеем педагогов, родителей, учащихся, представителей общественности. Система советов (Педагогического, Наблюдательного, Ученического, Совета Лицея) – это институции, через которые участники образовательного процесса получают возможность  реализовать свой интеллектуальный, личностный, гражданский потенциал. Органы самоуправления, в рамках своих компетенций, совместно с административными структурами управления, реализуют программу развития.

Каждый субъект управленческой модели, действуя в рамках своей компетенции, решая свои специфические задачи, вносит свой вклад в достижения общей стратегической цели – формирование элитного выпускника.

Особое место в управленческой модели занимает Административный Совет, состоящий из назначенных лиц (административных работников), которые по закону несут персональную ответственность за исполнение своих полномочий. Административный совет – орган тактического управления, в его функционал входят:

·        текущее планирование и оперативный анализ деятельности;

·        выполнение решений педсовета;

·        подготовка предложений на Совет Лицея по совершенствованию учебно-воспитательного процесса.

Члены администрации обладают большим опытом управленческой деятельности, компетентны в своей сфере деятельности, поэтому консолидированная позиция администрации, воплощённая в управленческом решении (приказе, распоряжении) – действенный фактор влияния на происходящие в школе процессы, в том числе и процессы развития.

Административные совещания (планёрки), Малые и Большие педсоветы, заседания кафедр, различных Советов, проходят в лицее регулярно, без сбоев. Опытным путём мы установили, что в связи с большим объёмом информации, большим количеством учителей и совместителей, работающих и в первой, и во второй сменах, сложностью предстоящего переходного периода (НПФ, НСОТ, оптимизация сети ОУ и другие), необходимы регулярные совещания, на которых должны присутствовать все педагоги.

 

Совет Лицея – избираемый  коллегиальный орган стратегического управления. Эта самая легитимная и универсальная управленческая структура. Лицейское сообщество выдвинуло в него самых достойных, активных и ответственных представителей. В его функционал входят:

·                    проведение публичных слушаний и общественных экспертиз по проектам и программам развития;

·                    утверждение проектов и локальных актов;

·                    утверждение состава всех советов лицея;

·                    принятие решений о стратегическом развитии лицея.

Так как в Совет Лицея вошли наиболее компетентные представители сообщества, возросла вероятность того, что при обсуждении принципиальных, стратегических вопросов будет проведён их  всесторонний анализ, решения  будут приняты взвешенные, учитывающие интересы  всех субъектов образовательного процесса.

Сверхзадачей функционирования Совета Лицея в качестве универсальной институции мы видим консолидацию лицейского сообщества, возрождение и укрепление «духа 130-ки». Нормативным документом, в котором должны быть представлены ценности, которые мы вместе (учителя, родители, учащиеся) должны культивировать в лицее, мог бы стать «Кодекс лицеиста». Его наличие – одно из условий реализации программы развития. Предполагаем, что в 2007–2008 учебном году Совет Лицея, совместно с другими управленческими структурами, разработает и примет его.

Что показал опыт работы Совета Лицея в 2006–2007 учебном году?

Совет Лицея как представительный орган, орган самоуправления, существует в 130-ой школе с 1997 года. На Советах рассматривались и принимались различные локальные акты (Положение о внешнем виде, о проведении дискотек, о дежурстве и т.д.). Учащиеся  приобретали опыт обсуждения и принятия локальных нормативно – правовых актов. В 2005–2006 учебном году в него входили учащиеся 8-11 классов и учителя, родители не избирались. Выборы в Совет Лицея в сентябре–октябре 2006 года представителей от учителей, учащихся и родителей показали, что людей, заинтересованных в активизации деятельности Совета, достаточно. Появилась, на наш взгляд, «критическая масса», способная наполнить новым содержанием деятельность данной структуры.

За 2006-2007 учебный год обновлённый Совет:

-                   обсудил цели и задачи собственной деятельности;

-                   избрал председателя, его заместителей, секретаря;

-                   наметил план работы;

-                   поручил рабочей группе подготовить проект Положения о Совете Лицея;

-                   обсудил и утвердил Положение о Совете Лицея;

-                   внес поправки и дополнения в Положение о внешнем виде учащихся;

-                   совместно с Попечительским Советом фонда провел конкурс внутрилицейских проектов.

Можно констатировать, что в 2006–2007 учебном году появился полноценный Совет Лицея, который проявил себя как самостоятельный легитимный субъект управления. В перспективе - концентрация деятельности Совета на приоритетных направлениях программы развития через внутрилицейские  проекты.

Попечительский Совет благотворительного фонда поддержки лицея №130, хотя и является органом управления другого юридического лица – фонда, деятельность свою всецело направляет на развитие лицея. Фонд создан родителями учащихся лицея, в Попечительский Совет входят и родители учащихся, и выпускники лицея, поэтому Попечительский Совет мы рассматриваем как один из субъектов государственно-общественной модели управления лицеем.

Члены Попечительского Совета фонда – это люди, имеющие солидный опыт коммерческой и управленческой  деятельности: руководители фирм, предприятий, институтов СО РАН, юристы, бухгалтеры, аудиторы. Этот опыт и личная заинтересованность помогают им легитимно (через благотворительный фонд) привлекать для развития лицея дополнительные средства родителей, благотворителей, спонсоров.

Попечительский Совет фонда совместно с администрацией лицея за 2006-2007 учебный год сделал достаточно много: финансировал издание лицейской газеты, приобретал мебель,  оборудование для  кабинетов, оргтехнику, организовал и финансировал летний ремонт. Очень важно, что для части родителей Попечительский Совет стал площадкой, на которой они могут встречаться, договариваться, и сотрудничать в интересах собственных детей. Деятельность совета не осталась незамеченной. По итогам 2006 года на I Форуме попечителей города Новосибирска председатель Попечительского Совета благотворительного фонда лицея №130 Кузнецов А.Н. был награждён дипломом мэра (Приложение 2.2).

Какое место в управленческой модели принадлежит институциям, позволяющим педагогическому коллективу (профессиональному сообществу педагогов) соучаствовать в процессах управления, влиять на развитие лицея, как это происходит на практике?

Программа инновационного развития, ставшая основным содержательным документом,  определяющим основные направления развития лицея на ближайшую перспективу, родилась не на пустом месте. Она впитала в себя многолетний опыт работы педагогического коллектива по формированию физически, интеллектуально и нравственно развитой личности выпускника, личности инициативной и ответственной. Многие педагоги участвовали в разработке  программы, продолжают реализовывать её на практике.

8 мая 2006 года программа была представлена на конкурс образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы в рамках национального проекта «Образование». 19-20 июня 2006 года на базе ДОЛ имени О. Кошевого состоялся выездной семинар «Лицейская образовательная модель: от программы развития к плану действий». Педагоги совместно с администрацией обсуждали различные аспекты реализации программы, в частности, проблему управления развитием. В августе 2006 года там же, проведен семинар для классных руководителей «Система работы классного руководителя в контексте программы развития».

Педсовет, наряду с деятельностью рабочих групп, семинарами, Научно-методическим Советом, является одной из основных форм участия педагогов  в совершенствовании учебно-воспитательного процесса. На Малых педсоветах учителя начальной школы, среднего и старшего звеньев, как правило, анализируют итоги четверти, полугодия, обсуждают текущие учебные и  воспитательные проблемы. В рамках Большого  педагогического совета, который проводится 4 раза за учебный год, идёт теоретическое содержательное обсуждение ключевых педагогических проблем.

Так, 10 января 2007 года на Большом педагогическом совете «Работа с одаренными детьми в лицее: достижения проблемы, перспективы» учителя обсуждали практику работы с одарёнными детьми и  результаты этой работы.  На педсовете прозвучали теоретические доклады представителей высшей школы: доктора физико-математических наук, декана факультета информационных технологий НГУ М.М.Лаврентьева,  доктора философских наук, директора Института философии и права В.В.Целищева В.В. и доктора философских наук, директора Международной бизнес–школы НГУЭУ С.А. Смирнова.

Убеждены, что сложившаяся практика взаимодействия с представителями научного сообщества полезна и педагогам, и ученым,  повышает статус и делает более содержательными заседания педагогических советов.

В 2006–2007 учебном году основное внимание было уделено совершенствованию  деятельности Попечительского Совета фонда (выборы правления и директора фонда, подготовка новой редакции Устава, поиск дополнительных источников финансирования) и становлению Совета Лицея (выборы представителей в Совет Лицея, разработка Положения и т.д.). Параллельно шло становление Ученического и Наблюдательного Советов. Активизация их деятельности в рамках действующей модели управления через контакты с другими субъектами управления, соучастие в разработке общелицейских проектов – задача на ближайшую перспективу.

Каждый блок в управленческой структуре имеет свой функционал, отвечает за свой участок работы.  «Важно при этом, - пишем мы в программе развития, чтобы все управленческие блоки дополняли друг друга, включаясь в единое поле практики управления.  Поэтому, кроме функциональной управленческой структуры, необходимы также и специальные процедуры по управлению, которые позволят всем желающим вступать в управленческий процесс и тем самым соучаствовать в достижении заявленных целей и задач, осуществлять принцип развития».

В качестве основных итогов и выводов по внедрению инновационной управленческой модели считаем следующее:

  • государственно–общественная модель управления образовательным учреждением (её структуры, институции) задаёт режим содержательных коммуникаций для различных по ценностям, целям, ресурсам субъектов образовательного процесса в целях развития всего лицейского сообщества (администрации, учителей, учащихся, родителей, представителей социума, органов управления);
  • предлагаемая модель вторична, первична программа развития лицея, задающая стратегическую цель, задачи и принципы развития;
  • структура и субъекты модели – инструменты реализации программы через принятие управленческих решений на приоритетных направлениях жизнедеятельности лицея и «точках роста».

 

 

3. Результативность деятельности лицея за 2006/2007 учебный год

3.1. Качество образования.

Лицейская образовательная модель ориентирована на обеспечение высокого качества образования. Качество образования в лицее было и остаётся высоким. Качественная успеваемость по итогам 2006-2007 учебного года составила 61%, что значительно превышает средние показатели по Новосибирску и является лучшим результатом в Советском районе.

Ежегодно многие учащиеся лицея сдают выпускные экзамены в форме ЕГЭ, демонстрируя высокие результаты. В 2007 году обязательный для всех выпускников Новосибирской области ЕГЭ по русскому языку сдавали 83 лицеиста, из них 79 (95,2% от общего числа) сдали на «хорошо» и «отлично». По математике из 69 учеников – 65 (94,2% от общего числа) сдали на «хорошо» и «отлично». Саблина Мария набрала 100 баллов и по русскому языку, и по математике.

В 2006-2007 учебном году лицей показал традиционно высокие результаты участия в предметных олимпиадах и НПК: в районе было завоёвано 78 призовых мест,  в городе – 32 места, на областном уровне – 24 (Приложение 3.1).

На зональном (IV) туре Российской олимпиады школьников ученики лицея 130 заняли 5 призовых мест:

Воробьев Василий (11 класс) -  I место по химии;

Сальников Олег (9 класс) – I место по химии;

Быков Алексей (9 класс) – II место по биологии;

Шмаков Николай (11 класс) – III место по биологии;

Воропаев Алексей (10 класс) – III место по математике.

 

Победители и призеры заключительного (V) тура Российской олимпиады:

Воробьев Василий (11 класс) - I место по химии;

Сафонов Сергей (9 класс) – II место по истории;

Сальников Олег (9 класс) - III место по химии.

Чугайнов Денис, ученик 10 класса, награжден дипломом высшей степени VI Всероссийского конкурса учебно-исследовательских экологических проектов «Хранители Земли».

Призеры и победители международного уровня:

·         Насибулов Егор (11 класс) – бронзовая медаль на Международной олимпиаде по физике в Казахстане (Приложение 3.2);

·         Воробьев Василий (11 класс) – I место на 41 Международной Менделеевской олимпиаде по химии (Минск) и золотая медаль на 39 Международной олимпиаде по химии (Москва) (Приложение 3.3);

·         Лисачев Артем (10 класс) - II место на Международной научной конференции старшеклассников, секция биология (Новосибирск, НГУ).

В общей сложности более половины лицеистов из 865 приняли участие в олимпиадах и конкурсах районного, городского, областного, регионального и международного уровней  (Приложение 3.4).

В 2007 году все лицеисты успешно сдали государственные итоговые экзамены за курс полной средней школы, 3 выпускника получили золотые и 4 серебряные медали.

Из 83 выпускников 82 поступили в высшие учебные заведения Новосибирска, Москвы, Лондона, Будапешта, Торонто.

На бюджетные места в вузы поступило 49% выпускников. Для получения высшего образования 64% наших выпускников выбрали Новосибирский Государственный Университет, из них более половины прошли на бюджетные места.

3.2. Развитие и результаты многопрофильного образования.

В лицее успешно реализуются профили: физико-математический, естественнонаучный, социально-экономический, социально-гуманитарный. В прошлом учебном году работали  87 спецкурсов, которые посещали 678 учащихся (81% от общего числа обучающихся) (Приложение 3.5)

В течение учебного года кафедры математики, словесности, иностранных языков, обществознания, естествознания и информатики организовали, подготовили и провели предметные недели по своим направлениям. 

В ноябре 2006 года кафедрой словесности проведена предметная декада, посвящённая 100-летию Д.С.Лихачёва: даны открытые уроки, проведены конкурсы творческих работ, выразительного чтения.

В декабре 2006 года прошел декадник естественных наук: учащиеся 10-11 естественнонаучных классов проводили уроки химии для 8-9 классов, проведен конкурс исследовательских работ, выпущены газеты и листовки на экологические темы.

В январе 2007 кафедрой общественных наук проводилась неделя, посвященная юбилею СО РАН: экскурсии в музеи Академгородка, встречи с учеными, выпуск газет «50 лет СО РАН», конкурс работ «История моей семьи в истории Академгородка».

В феврале 2007 в рамках недели информатики была проведена викторина, продемонстрированы лучшие работы ребят по информатике и ИКТ, оформлена стенная газета "Информатика в лицах", проведен конкурс компьютерной графики на лучший рисунок и лучшую Flash-анимацию.

В марте 2007 года проведена декада английского языка, в которой участвовали учащиеся 2-11 классов. Декада включала следующие виды деятельности:  конкурс на лучший перевод стихов с английского языка на русский язык, конкурс рассказов и фотоальбомов, посвящённых Академгородку, занимательный урок, страноведческая викторина.

В марте же 2007 года кафедра математики организовала и провела открытые уроки, ученики 7-х классов приняли участие в Математической Интернет-карусели, старшеклассники физико-математических классов подготовили командные математические турниры для 8-9 классов.

Предметные недели направлены на популяризацию обучения по различным профилям.

В образовательной практике лицея большую роль играют летние предметные школы. 

В июне 2007 года, кроме традиционных физико-математической и гуманитарной школы «Диалог культур», успешно работали лингвистическая школа и  естественнонаучная школа. Результатом работы летних школ являются проекты и исследования, проведенные учащимися.

В Лингвистической школе - творческие работы в виде эссе, очерков, стихов, рассказов.

В Гуманитарной школе проводятся мини-исследования о своей семье, создаются презентации для представления аудитории.

В Математической школе – групповая работа и защита исследовательских задач.

В рамках Естественнонаучной школы проводятся химические эксперименты, описываются и представляются полученные результаты.

Обновление компьютерной техники позволило  эффективней внедрять ИКТ в практику учебной и исследовательской деятельности. За прошедший учебный год учащиеся и педагоги  успешно участвовали в школьных и Международных Интернет-проектах: экологических, краеведческих, социальных.

15 ноября 2006 года около 300 учащихся приняли участие во Всемирном уроке английского языка WLL-2007. Учителя английского языка к.ф.н. Коптюг Н.М., Савченко О.А., Купцова М.В., Свириденко Т.А. со своими учащимися приняли активное участие в Интернет – проекте «Круги обучения». Каждый учащийся выбрал интересующую его тему и работал над ней, общаясь со своими сверстниками из других стран. В этом международном проекте участвовали около 150 старшеклассников (Приложение 3.6).

С октября 2006 по март 2007 года учащиеся физико-математических 7-10 классов успешно участвовали в командном соревновании «Интернет-карусель по математике»:

·                    10 М  - 2-ое место из 200 участников городов России;

·                    9 М -  20-ое место среди 200 команд;

·                    8 М -  8-ое место среди 180 команд;

·                    7 В - 24 место из 214 команд.

Учащиеся восьмых классов приняли участие в I дистанционной олимпиаде по геологии среди  учащихся 8-11 классов и получили благодарность за высокий уровень знаний.

3.3. Развитие практик исследовательской деятельности и включение их в практику образования.

Исследовательская деятельность учащихся и педагогов – неотъемлемая часть образовательного процесса. За прошедший учебный год учащимися начальной школы успешно развивалась форма внеурочной деятельности «Мои первые исследования». Работы учащихся были посвящены экологическим вопросам, изучению истории семьи, изучению истории Академгородка и его жителей.

В лицее, в рамках творческих педагогических лабораторий и деятельности школьного научного общества (ШНО), успешно осуществляется исследовательская работа по разным направлениям: гуманитарные исследования, экологические, естественно научные, математические. Всего за год было проведено более 400 исследовательских работ учащимися всех  ступеней обучения. 97 работ были представлены на школьной научно-практической конференции. 18 стали победителями и призерами районной научно-практической конференции, 12 участвовали в Городской конференции, 4 из них стали победителями и лауреатами. Необходимо отметить высокий уровень исследовательских работ не только учащихся профильных классов, но и общеобразовательных.

Учащиеся естественнонаучного класса стали лауреатами и призерами престижного Всероссийского конкурса учебно-исследовательских проектов «Хранители земли», а также XLV Международной студенческой научной конференции для учащихся старших классов по математике, физике, химии, биологии и информатике на базе Специализированного учебно-научного центра НГУ.

Организация исследовательской деятельности учащихся обеспечивается как педагогами лицея, так и учеными-сотрудниками СО РАН.

С 11 по 31 июля 2007 года 10 учеников 2-11 классов лицея работали в летней экологической экспедиции ЛЭВ ИЦиГ (лаборатории экологического воспитания института цитологии и генетики) на озере Колыванское Алтайского края. Результаты экспедиции будут обработаны и представлены в качестве исследовательских работ в следующем учебном году.

Существующая в лицее система внеурочной деятельности позволяет учащимся не ограничиваться узкой специализацией профиля, а использовать возможности для своего развития через Центр творчества, который объединяет 3 театральные, вокальную  и танцевальную студии, творческие студии батика, живописи, лепки. Развитие литературного творчества обеспечивают «Цех поэтов» и клуб журналистики школьной газеты «АГА». Физическому развитию способствуют 15 спортивных секций и «Школа выживания». Развитие организаторских и коммуникативных навыков обеспечивает деятельность клуба «Дебаты» и Организационная группа старшеклассников. 20 предметных кружков способствуют повышению мотивации учащихся к обучению. Всего в центре творчества занимается 746 учащихся из 1-11 классов.

Спорт неотъемлемая часть образовательной системы лицея. Команды лицеистов успешно выступают на  районных соревнованиях по легкой атлетике, баскетболу, волейболу, шахматам, лыжным гонкам, пулевой стрельбе, о чем свидетельствуют дипломы и грамоты (Приложение 3.7).

В спартакиаде школьников Советского района города Новосибирска команда лицея заняла 3 общекомандное место. Команда шахматистов – 2 место в областных соревнованиях «Белая ладья - 2007».

3.4. Совершенствование педагогического мастерства

60% учителей лицея имеют высшую квалификационную категорию, 28% - первую. За 2006-2007 учебный год 25 учителей подтвердили и повысили квалификационную категорию.

Директор лицея Сопочкин С.В. в марте 2007 года получил второе высшее управленческое образование в НГПУ, ему присуждена квалификация менеджер по специальности «Менеджмент организации». В настоящее время работает над кандидатской диссертацией по педагогике.

Совершенствуя образовательный процесс, педагоги повышают и свое мастерство. Возросла компьютерная грамотность педагогов. За 2006-2007 учебный год 8 педагогов пошли курсы Intel, по использованию ИКТ и проектной деятельности в процессе обучения. За три года эти курсы прошли более 30 человек.

Методические разработки с использованием ИКТ были представлены на городской конкурс методических материалов. Учитель биологии Ким О.В.  заняла 2 место, Пономаренко Н.В. и Шестакова Л.А. - 3 место за  электронные методические разработки.

В течение учебного года учителя практически всех кафедр активно использовали мобильное рабочее место (ноутбук и мультимедийный проектор) на своих уроках.  В течение года в лицее было проведено более 200 уроков с использованием этой техники.

В 2006-2007 учебном году кафедрами английского языка и общественных наук были проведены районные методические объединения, на которых учителя лицея презентовали свой опыт применения ИКТ в учебном процессе.

Н.М. Коптюг выполняет заказ Министерства образования и науки и создает УМК с использованием ИКТ на уроках английского языка. Она представила свои разработки на международных конференциях в Голландии и Испании в 2006-2007 гг..

Деятельность педагогов получила признание на высоком уровне.

Коптюг Н. М., учитель английского языка, Чусовитина Л.Н., учитель математики, Касьянова Е.В. и  Гусельникова Е.В., учителя информатики,  стали победителями Всероссийского конкурса лучших учителей общеобразовательных учреждений на получение денежного поощрения.

Таныгин Б.Л., учитель математики,  и Петренко С.Н., учитель физики, стали победителями Всероссийского конкурса учителей математики и физики, проводимого Фондом Дмитрия Зимина.

Симанова О.Н., учитель русского языка, стала призером районного, городского и областного конкурсов «Учитель года - 2007».

Котляр Л.П., учитель истории, отмечена премией Ассоциации лицеев и гимназий города Новосибирска.

Лукьянова Е.Ю., учитель математики, и Батурин С.О., учитель биологии, получили Премию Губернатора Новосибирской области.

20 педагогов получили грамоты и благодарственные письма Управления образования мэрии г. Новосибирска и Департамента образования Новосибирской области.

3.5. Реализация социально значимых проектов

Лицей постоянно участвует в социально значимых проектах, развивая у своих воспитанников чувство ответственности за окружающую нас природу, исторические памятники. В 2006 году учащиеся и педагоги лицея совместно с сотрудниками Института Археологии и Этнографии СО РАН реализовали социальный проект «Фонда поддержки 130-й школы», получивший грантовую поддержку мэрии города Новосибирска «Музей под открытым небом». Результатом этого проекта стало создание Школы юных экскурсоводов, которые с помощью ученых – историков изучили экспозицию уникального Музея деревянного зодчества и организовали экскурсии для широкого круга посетителей: учащихся, студентов, жителей Академгородка и города Новосибирска. За время действия проекта с мая по ноябрь 2006 года были организованны  и проведены экскурсии для 760 человек (Приложение 3.8). Под руководством заведующей отделом музееведения д.и.н. Майничевой А.Ю. был создан методический материал на электронном носителе о Музее под открытым небом, который был представлен на семинаре районного методического объединения учителям истории и краеведам. Данный проект позволил более чем 500 учащимся лицея познакомиться с музеем, увидеть работу юных экскурсоводов и с большим интересом участвовать в мероприятиях, посвященных 50-летию СО РАН.

Воспитание любви к своей малой Родине – это важный фактор воспитания гражданина, поэтому проект, посвященный изучению истории Академгородка, стал предметом рассмотрения работы кафедр Общественных наук, Английского языка, Начальной школы.

С 24 сентября по 7 октября 2006 года по программе образовательного обмена лицей принимал группу школьников и учителей из Германии. Это явилось ответным визитом на посещение наших лицеистов в октябре 2005 года гимназии в немецком городе Хильдесхайм.

Программа пребывания включала в себя посещение уроков в лицее, проживание в семьях детей, обучающихся в нашей школе, экскурсии в музеи Академгородка и Новосибирска, институты СО РАН. Лицеисты, вместе со своими немецкими партнерами, побывали на спектаклях Новосибирского оперного театра. Школьники участвовали в Интернет-проектах, результаты совместной работы были опубликованы на сайте лицея и в международном сборнике проектов.

Все участники программы единодушны в том, что получили колоссальный опыт общения с представителями другой культуры. Это, пожалуй, самый значимый результат программы обмена. Языком общения был английский, на котором говорили и в семьях, и в школе, и в магазинах, и на улицах.

3.6. Развитие школьного самоуправления

Одной из задач программы развития лицея является формирование социально-активной личности, способной ставить цели, принимать ответственные решения и претворять их в жизнь. Поэтому лицей активно включился в проект по развитию школьного самоуправления.

В октябре 2006 года в структуре органов самоуправления лицеем появилось новое объединение – Ученический совет. Целью и задачами работы Ученического Совета является: реализация права каждого обучающегося на участие в процессе управления ОУ, поддержка и развитие детских инициатив, защита прав учащихся.

В течение учебного года Ученическим Советом было сделано следующее.

- Разработан проект Положения об Ученическом Совете и другие нормативные акты, необходимые для эффективной работы.

- Создание Ученического Совета активизировало инициативность старшеклассников по разработке проектов, направленных на улучшение жизни лицея. Проект «Спортивный лицей», направленный на реконструкцию спортивной площадки на территории школы,  получил финансовую поддержку Попечительского совета «Фонда поддержки 130-ой школы». Проект предполагает непосредственное участие самих лицеистов в его реализации (Приложение 3.9).

Лицеисты, входящие в органы ученического самоуправления, активно используют   технологию  «Дебаты» при обсуждении вопросов, вызывающих наибольшее столкновение позиций.  За прошедший год обсуждались вопросы о школьной форме, о профильном образовании, о роли  учащихся в Совете лицея и другие. С помощью этой технологии учащиеся  приобретают и развивают коммуникативные навыки, которые выходят на лидирующие позиции при построении карьеры и социализации личности.

Команда КВН лицея, созданная под руководством культурно-массовой комиссии,  в апреле 2007 года заняла первое место в районном фестивале команд КВН. Немаловажную роль в успешном представлении команды сыграла компьютерная техника, с помощью которой был создан видеоролик,  районная эмблема КВН, пригласительные билеты.

3.7. Благотворительная деятельность.

Участие в благотворительных акциях дает возможность лицеистам уже в школьные годы проявить своё гуманное отношение к окружающим. Первоначально благотворительность сводилась к помощи малоимущим семьям. С вовлечением в благотворительную работу родителей и общественных организаций (Центра социальной защиты населения Советского района, Центра реабилитации онкобольных «Вера») у лицея появилась возможность работать с детьми с ограниченными физическими возможностями.

В октябре 2006 года была проведена акция «Солнышко» по сбору канцелярских принадлежностей, одежды и фруктов для детей детских домов. Акция нашла живой отклик в сердцах учащихся, родителей и педагогов. Детским домам было передано несколько коробок вещей и около 2 тысяч апельсинов.

Лицей традиционно принимает участие в акции «Сухая попа» -  сбор подгузников для детей Домов малютки и детских больниц. В 2006-2007 учебном году к ученикам присоединились учителя и родители. Для Детского дома города Бердска лицей собрал около 3 тысяч подгузников, что в полтора раза больше, чем в прошлом году.

25 декабря 2006 года в рамках действующего проекта «Дари добро на радость людям» в лицее №130 состоялся Новогодний праздник для детей с ограниченными физическими возможностями из многодетных и малообеспеченных семей и их родителей. На праздник пришли более 100 жителей Советского района.

Праздник начался с работы новогодних мастерских – ребятишки могли своими руками изготовить поздравительные открытки, новогодние гирлянды и раскрасить елочные игрушки, поучаствовать в веселых конкурсах. Затем все гости были приглашены на новогодний спектакль театральной студией лицея «Смальта» и танцевальной студией «Мозаика»осле представления гости вместе с артистами были приглашены на чаепитие. Домой все ушли с новогодними подарками.

Благотворительную новогоднюю акцию подготовили и провели учителя и лицеисты начальных, 7-х и 9-х классов.

1 июня 2007 года в парке «У моря Обского» был проведён День защиты детей. Зрителям были представлены концертная и игровая программы. Весь праздник проводился силами учащихся лицея и их родителей.

3.8. Реализация экологических проектов

Много лет Лицей сотрудничает с лабораторией экологического воспитания Института Цитологии и Генетики. Аналогичная лаборатория действует и в лицее. Главная задача этой лаборатории - поиск форм обучения и воспитания, прививающих экологическую культуру (Приложение 3.10).

В 2006-2007 учебном году проведены осенняя и весенняя Декады птиц, во время которых учащиеся лицея изготовили кормушки и скворечники для птиц, состоялся Праздник птиц, было организовано кормление птиц в холодное время года. Учащиеся среднего звена провели классные часы в начальной школе о бережном отношении к птицам и животным.

В мае 2007 года учащиеся начальной школы провели экологический десант по посадке деревьев на берегу Обского залива, чистке лесного массива около Дома Ученых и газона по улице Ученых.

В июле 2007 года 10 учеников 2-11 классов лицея были участниками экологической экспедиции на Алтай, где изучали влияние деятельности человека на окружающую природу. По результатам экспедиции ребята напишут исследовательские работы и выступят на научно-практических конференциях, привлекая внимание общественности к экологическим проблемам.

3.9. Патриотическое воспитание.

Патриотическое воспитание является одним из важнейших направлений воспитательной системы лицея. Гармоничное сочетание действующих в лицее традиций, возрождение забытых и создание новых позволяет формировать у учащихся интерес к истории своей большой и малой Родины, уважение к трудовым и ратным подвигам российского народа. Осуществляемая в лицее система работы позволяет формировать у наших учащихся чувство сопричастности к происходящему. Образовательное пространство лицея открыто для ветеранов, научной  и творческой интеллигенции. Особое внимание в работе мы уделяем встречам с ветеранами Великой Отечественной войны.

В ноябре 2006 года была организована выставка, посвященная 50-летию СО РАН «Трудовые и ратные подвиги ветеранов Советского района». В это же время учащиеся 8-11 классов встречались с жителями Академгородка - первыми строителями научного центра.

В декабре 2006 отмечалось 65-летие Битвы под Москвой, и ветераны Великой Отечественной войны и участники локальных войн встречались с учениками 5-11 классов. Выступления сопровождались презентациями, звучали песни, авторами которых являются воины-интернационалисты.

В мае 2007 года, в преддверии Дня Победы, прошли встречи школьников с ветеранами. Учащиеся подготовили концерт для гостей и памятные подарки.

Воспитанию чувства патриотизма способствуют такие акции, как «Вахта Памяти у Монумента Славы» и военно-спортивная игра «Зарница». 17 мая 2007 года команда лицея заняла 1 место в районной игре «Победа-Зарница».

3.10. Традиционный школьный фестиваль

В лицее давно сложилась и успешно работает необычная форма воспитательной работы - школьный фестиваль. В 2006-2007 учебном году фестиваль проводился в 29-й раз. Это многолетний проект художественно-эстетического воспитания и толерантного познания мира школьниками.

Кульминацией фестиваля являются авторские спектакли, представляющие различные культурные и этнические традиции народов мира. При подготовке театральной программы классы посещают национальные культурные центры, знакомятся с произведениями искусства, традиционными костюмами и особенностями национальной кухни. В написании сценариев, изготовлении афиш, театральных программок, декораций и костюмов, подборе музыкального и видео сопровождений  задействованы учителя, ученики и их родители.

С 13 по 21 апреля 2007 года на XXIX Традиционном школьном фестивале было сыграно 29 спектаклей: представлены Россия, Украина, Грузия, Шотландия, Англия, Франция, Италия, Австрия, Польша, Испания, США и Япония.

Традиционный школьный фестиваль является важным культурным событием не только для лицея, но и для всего Академгородка. Танцевальные студии, художественная и музыкальная школы, студия звукозаписи помогают с постановками музыкальных и танцевальных номеров, мастерские институтов СО РАН готовят декорации к спектаклям.

Фестиваль помогает сохранять и приумножать традиции лицея, развивает детское творчество, формирует интерес к культурам других стран и народов (Приложение 3.11)

 

4. Эффективность расходования денежных средств, полученных в рамках ПНПО

Недостаточное бюджетное финансирование общеобразовательных  учреждений выдвинуло на первый план задачу эффективного менеджмента, который включает в себя рациональное использование бюджетных и активное привлечение внебюджетных средств. 

В лицее сложилась система многоканального финансирования, которая состоит из   ассигнований федерального, регионального, городского бюджетов и  благотворительных взносов  предприятий и частных лиц.

В 2006-2007 учебном году лицеем на финансирование материально-технического обеспечения было потрачено бюджетных средств на сумму 2 671 000 рублей (с учетом 1 000 000 рублей грантовой поддержки) и около 1 500 000 рублей благотворительных взносов.

За победу в приоритетном национальном проекте «Образование» по направлению «Государственная поддержка общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы» лицей получил 1 миллион рублей и использовал его на обновление лабораторного оборудования для кабинета физики и модернизации парка компьютерной техники. 

В 2006/2007 учебном году на эти средства были переоснащены кабинет физики и  три кабинета информатики.

Для кабинета физики были закуплены: 20 комплектов специализированных столов со стульями для учеников, 2 демонстрационных стола и кафедра для учителя, демонстрационное  и лабораторное оборудование. До получения гранта в лице имелась часть демонстрационного оборудования, отсутствовала лабораторная база, что затрудняло полноценное выполнение программы. Полученное оборудование позволило повысить процент выполнения программ по физике в части лабораторных работ с 10% до 55%.

Закуплена следующая вычислительная техника: 15 компьютеров, 49 жидкокристаллических мониторов, 2 ноутбука, 4 принтера, мультимедийный проектор. 

В одном из трёх кабинетов информатики были переоснащены 12 рабочих мест современными компьютерами с жидкокристаллическими мониторами, установлено сетевое оборудование, которое позволило включить кабинет в школьную локальную сеть, появилась возможность выхода в Интернет.  В двух других учебных кабинетах заменены 24 устаревших монитора. Обновлены рабочие места замдиректоров по учебной,  воспитательной  и научно-методической работе, что позволило оперативно перейти на электронный документооборот. Ноутбук и мультимедийный проектор составили основу  мобильного рабочего места, которое активно использовалось на уроках и внеклассных мероприятиях в течение года.

Оснащение кабинетов современным оборудованием позволило повысить качество всего образовательного процесса (см. Раздел 3).

Информатизация лицея направлена на эффективную организацию познавательной деятельности учащихся, расширение возможностей для эффективной воспитательной работы, управления образовательной системой на всех уровнях.

В течение 2006-2007 учебного года на выделенные из бюджета целевые средства проведен капитальный ремонт электрооборудования, установлена противопожарная сигнализация,  проведена замена трубопровода для подачи холодной воды. За счет целевых поставок мэрии лицей получил: 8 магнитол, 3 DVD-проигрывателя, 1 телевизор, 10 учебных досок, 15 шкафов, 37 комплектов парт и стульев. Книжный фонд школьной библиотеки пополнился по всем разделам и на настоящий момент составляет 40610 экземпляров.

В 2006-2007 учебном году совместными усилиями администрации и Попечительского Совета благотворительного фонда максимально эффективно был реализован принцип многоканального финансирования. Попечительский совет принял активное участие в целевом финансировании многих программ и проектов развития лицея по модернизации образовательного процесса. Кроме того, аккумулированные Фондом средства направлялись на содержание лицея в течение учебного года, решение первоочередных хозяйственных проблем. Благодаря совместным усилиям администрации лицея и фонда за счет благотворительных средств удалось:

·        отремонтировать ограждение школы, заменить входные двери, установить регуляторы подачи отопления, отремонтировать крышу;

·        провести качественный ремонт в 20 кабинетах;

·        провести капитальный ремонт  коридора в начальной школе;

·        закупить и установить оборудование для столовой (буфетная стойка, жалюзи из металлопластика);

·        закупить интерактивную доску SMART Board, плазменный телевизор с экраном в 72 дюйма.

Использование проекционной техники в сочетании с аудиосредствами позволяет реализовать принципы наглядности, доступности и системности изложения материала. В 2006-2007 учебном году учителя лицея приступили к созданию собственных разработок уроков для SMART Board.

Благодаря бюджетным и внебюджетным средствам, на базе библиотеки и Internet-класса создан медиацентр. Увеличивается число источников учебной информации, активизируется  самостоятельная деятельность учащихся. Значительно увеличился фонд электронных учебников и мультимедийных энциклопедий по предметам.

Библиотека располагает 4 компьютерами с выходом в Интернет, телевизором, видеомагнитофоном, принтером, брошюратором, ламинатором. Наличие переплетного оборудования позволяет качественно и эстетично оформлять материалы семинаров, презентаций, докладов для научно-практических конференций, интерактивных уроков, методических пособий и разработок. Эффективно работает журналистский центр, который издает лицейскую газету «АГА», литературный альманах «Петух».

Дальнейшее  сотрудничество между  родительским  активом,  администрацией и педагогами  школы  по улучшению  материально-технической базы лицея продолжается.  В 2007/2008 учебном году планируется оснащение специализированного кабинета биологии и кабинета истории, школьного Информационно-аналитического центра, обновление спортивного инвентаря, ремонт лыжной базы.

 

5. Репутация лицея.

Жизнь лицея – составная часть интеллектуальной, духовной и культурной жизни Академгородка, Новосибирска, России. Традиции и сохраняющийся высокий уровень качества образования способствовали формированию  «130-ки», как школы со своим стилем жизни, своим лицом, вызывают повышенный общественный интерес.

Школа востребована. В течение всего 2006/2007 учебного года регулярно поступали заявления родителей с просьбой принять в лицей их детей. Весной 2007 года на 75 мест в первых классах претендовало более 150 учащихся. На начало 2007/2008 учебного года все классы укомплектованы, средняя наполняемость по лицею составляет 27 человек, половина учеников являются детьми (или внуками) выпускников школы.

Родители активно участвуют в жизни лицея: помогают в организации внеклассной работы, участвуют в традиционных праздниках, благотворительных акциях. Являясь нашими партнерами, родители инвестируют финансовые средства в развитие лицея. Так на проведение летнего ремонта было потрачено около 1,5 миллионов рублей через благотворительный  фонд лицея. Значительным достижением деятельности фонда является и то, что в лицее нет платных образовательных услуг. Мнение родителей учитывается при формировании профилей, планировании спецкурсов.

Родительские собрания и конференции являются эффективным способом информирования родительской общественности. 5 марта 2007 года Администрация и Попечительский Совет фонда провели совместную родительскую конференцию по итогам финансово-хозяйственной деятельности лицея и фонда в 2006 году, обсудили перспективы развития лицея на 2007 год.

Многие их тех, кто когда-то учились в лицее, вернулись в него преподавателями. Сегодня  из 115 учителей лицея  - 23 её выпускники.

Педагогический коллектив лицея охотно делится свом опытом работы с педагогическим сообществом района, города, области, России. Открытые уроки, мастер-классы, семинары, учительские конференции, публикации научно-методических разработок является традиционной практикой лицея. В августе 2007 года на базе лицея прошли районные методические объединения учителей английского языка, обществознания, технологии и заместителей директоров по воспитательной работе. Педагоги лицея делились опытом со своими коллегами. На совещании педагогических работников Советского района директор лицея выступил с  докладом  «Совершенствование качества образования в лицее: факторы влияния».

Лицей активно сотрудничает с Новосибирским Государственным Университетом,  другими вузами Новосибирска. Преподаватели вузов отмечают, что наши выпускники  хорошо подготовлены к продолжению образования. Чусовитина Л.Н. и Таныгин Б.Л., учителя математики, ежегодно получают благодарственные письма от ректората НГУ за высокий уровень подготовки выпускников. В мае 2007 года ректор Новосибирского государственного университета экономики и управления «НИНХ» Ю.В.Гусев выразил благодарность коллективу лицея за высокий уровень подготовки учащихся выпускных классов и создание благоприятных условий для реализации интеллектуальных способностей лицеистов.

Деловые отношения связывают лицей с научно-исследовательскими институтами СО РАН в Академгородке: Институтом Цитологии и Генетики, Институтом ядерной физики, Институтом теоретичной и прикладной механики, Институтом археологии и этнографии, Институтом философии.

Доктор исторических наук, заведующая отделом музееведения ИАЭТ, Майничева А.Ю. является автором программы  «Гуманитарные исследования», успешно реализуемой в лицее. Кандидат исторических наук, директор музея краеведения ЦДТ, Квецинская Т.Е. помогала в реализации проекта по подготовке  юных экскурсоводов, знакомит учащихся разных классов с историей Новосибирска и Новосибирской области. Кандидат биологических наук, сотрудник ИЦиГ, Батурин С.О. руководит лабораторией экологического воспитания учащихся, организует  экологические экспедиции, исследовательскую деятельность учащихся. Доктор философских наук, директор Международной бизнес-школы Новосибирского государственного университета экономики и управления, Смирнов С.А. вел в прошедшем году курс «Антропология» для учащихся 10 класса, активно участвовал в разработке новой концепции развития лицея, в обсуждении развития гуманитарного профиля  в лицее. Доктор физико-математических наук, декан факультета ФИТ НГУ, Лаврентьев М.М. проводил встречи со старшеклассниками, способствовал сотрудничеству факультета с лицеем по использованию ИКТ в учебном процессе.

Из письма заведующей отделом музееведения Института археологии и этнографии СО РАН, доктора исторических наук, Майничевой А.Ю.: «Администрация и педагогический коллектив лицея обладает мощным потенциалом для выполнения образовательных и воспитательных задач, актуальных в современных условиях. Лицей добивается высоких результатов деятельности, активно и плодотворно участвует в программах и проектах, требующих совместных усилий нескольких организаций. Деятельность лицея №130 приносит несомненную пользу не только её учащимся и их родителям, но и всему сообществу нашего города» (Приложение 5.1).

Лицей – открытое образовательное пространство. Информация о важных событиях жизни лицея находит отражение не только в школьной газете и на сайте лицея, но и в местных и центральных СМИ.

Все стороны школьной жизни освещаются в школьной газете «АГА», которая в 2006/2007 учебном году вышла общим тиражом более 4000 экземпляров. На страницах газеты публикуют свои материалы ученики, учителя, представили общественности. Среди выпусков газеты были специальные,  которые содержали множество авторских фотографий, издавались в цветном варианте. Темы спецвыпусков: «Итоги 2005-2006 учебного года», «Новогодний», «XXIX Традиционный школьный фестиваль». Газета стала поистине семейной, её читают, обсуждают, цитируют. (Приложение 5.2).

Всю информацию о жизни лицея, его истории, сегодняшнем дне можно найти на  школьном сайте http://www.sch130.nsc.ru.  В 2007 году на городском конкурсе сайтов образовательных учреждений в номинации «Лучший сайт» сайт лицея занял I место.

В мае 207 года лицей участвовал в телеконференции коллегии Главного управления мэрии г. Новосибирска. Директор представил доклад «Опыт работы с одаренными детьми в лицее №130», который получил высокую оценку руководителей муниципальной системы образования.

Неоднократно МОУ Лицей №130 имени академика М.А.Лаврентьева упоминался в СМИ различных уровней как образовательное учреждение с достойной репутацией. Средства массовой информации помогают нам поддерживать имидж элитной школы.

В местных («Навигатор», «Бумеранг», «Наука в Сибири») и в центральных газетах («Учительская газета», «Известия») постоянно публикуются материалы о педагогах, учениках и событиях лицея (Приложение 5.3). Одна из недавних публикаций  в  газете «Известия» была посвящена Василию Воробьёву, выпускнику лицея 2007 года, победителю 39 Международной олимпиады по химии в Москве (статья «Химия и жизнь» от 24 августа 2007 г) (Приложение 5.4).

Интервью с победителем Международной олимпиады по химии, Воробьёвым Василием, транслировалось по каналам местного и центрального телевидения.

Оргкомитеты математического конкурса «Кенгуру», лингвистического конкурса «Русский медвежонок», игрового конкурса по истории мировой художественной культуры «Золотое Руно» поблагодарили учителей математики, русского языка и истории за высокий уровень подготовки лицеистов - призеров и победителей 2007 года.

В 2007 году мэрия Новосибирска, Главное управление образования благодарственным письмом отметили активное участие и помощь лицея в организации мероприятий городской программы «Экология».

Благотворительная работа, которая уже в течение многих лет ведется в лицее,  в декабре 2006 года была отмечена грамотой Комплексного центра социального обслуживания населения Советского района, директор Центра И.Ю.Цветкова. В тексте говорится: «Выражаем Вам огромную признательность и благодарность за сложившуюся добрую традицию в организации и проведении праздников и акций, за понимание и активное участие в решении социальных  задач Советского района».

У представителей муниципальной власти лицей всегда на особом счету как одно из образцовых образовательных учреждений. Всегда в курсе наших дел Глава администрации Советского района А.А.Гордиенко. Администрация и педагоги лицея чувствуют внимание и поддержку со стороны органов управления образованием города и области. За 2006/2007 учебный год директор, коллектив и отдельные учителя лицея получили благодарности и дипломы от государственных и общественных организаций за помощь и участие в различных акциях и мероприятиях.

В 2006 году Главное управление образования мэрии вручили педагогическому коллективу лицея диплом за высокие результаты в подготовке призеров и победителей предметных олимпиад.

Департамент образования администрации Новосибирской области наградил лицей памятным знаком «За высокие результаты в III (региональном) этапе Всероссийской олимпиады школьников - 2007».

1 августа 2007 года в адрес лицея поступила Правительственная телеграмма от губернатора Новосибирской области В.А. Толоконского с поздравлениями и словами благодарности Шадриной Галине Ивановне, учителю химии: её ученик Воробьёв Василий одержал победу в XXIX международной олимпиаде по химии в Москве.

 

7. Перспективы развития лицея

Программа развития лицея рассчитана на период до 2008 года. Какие задачи мы ставим на 2007-2008 учебный год?

·                     Во-первых, участие в реализации Комплексного проекта модернизации образования Новосибирской области (многие позиции нашей программы и проекта совпадают и взаимно дополняют друг друга).

·                     Во-вторых, разработка «Кодекса лицеиста», в котором будут сформулированы  качества и компетенции,  которые мы должны формировать у наших учащихся. Работа по созданию кодекса начата, надеемся, что он станет регулятивным документом для всего лицейского сообщества.

·                     В-третьих, необходимо разработать и утвердить внутрилицейскую систему оценки качества труда педагогов. Пожалуй, это самая трудная задача, но решаемая.

30 августа 2007 года на педагогическом совете было принято решение войти в эксперимент по введению нормативного подушевого финансирования и новой системы оплаты труда. Из 84 присутствующих на совете только 9 человек воздержались, все остальные поддержали предложение администрации о вхождении в эксперимент. Этот факт говорит о том, что педагогический коллектив готов решать самые сложные современные задачи, в том числе и с оценкой качества образовательных услуг.

·                     В-четвертых, продолжить работу над реализацией внутрилицейских проектов («Школьная линия», «Спортивный лицей», «Умный класс» и другие). По инициативе Фонда  решено сделать этот конкурс постоянным. Наш опыт работы свидетельствует, что это один из самых эффективных инструментов развития.

·                     В-пятых, в связи с получением лицеем статуса Межшкольного Методического Центра и опорной школы сконцентрировать ресурсы на дальнейшей модернизации учебно-воспитательного процесса и распространении наработанного опыта среди других школ района, города, области, страны.

Август 2007