Новосибирск, МОУ лицей № 130 имени академика М.А. Лаврентьева

 

ПРОЕКТ

 

Концептуальная часть программы развития лицея

  на 2009 - 2012 годы

 

 

1. О контексте, в котором рождается новая редакция программы развития и её концептуальная часть.

Современное общество (российское в том числе) переживает этап глубоких фундаментальных трансформаций. Власть пытается осознать значимость происходящих изменений и задать новый вектор развития российской экономике, науке, образованию. В выступлении на Государственном совете  8 февраля 2008 года президент В.В. Путин, говоря о стратегии развития России до 2020 года, акцентировал следующее:

·         «… переход на инновационный путь развития связан, прежде всего, с масштабными инвестициями в человеческий капитал»;

·         «… развитие человека – это и основная цель и необходимое условие прогресса современного общества»;

·         «Будущее России, наши успехи зависят от образования и здоровья людей, от их стремления к самосовершенствованию и использованию своих навыков и талантов»;

·         «Образовательная система должна вобрать  в себя  самые современные знания и технологии. Уже в ближайшее время необходимо обеспечить переход к образованию по стандартам нового поколения, отвечающим требованиям современной, инновационной экономики».

 Взаимосвязь новой экономики и образования фиксируют многие аналитики, экономисты, политологи.    Для того чтобы рельефнее показать связь новой экономики и порожденных ею проблем в сфере образования, остановлюсь на исследованиях известного американского футуролога Элвина Тоффлера.  Выступая  10 декабря 2007 года на круглом столе «Будущее в поисках координатора»  седьмого стратегического форума в Москве, он говорил: «Мы росли, полагая, что производство было самым важным ресурсом, а теперь знание стало революционным ресурсом общества». Далее Тоффлер говорил о том, что как ресурс знание неисчерпаемо, что им могут пользоваться многие. Однако при этом,  продолжал он, у нас осталась система образования, компании и правительства, «на которые воздействуют индустриальные идеи второй волны».

В 2006 году Тоффлер опубликовал работу под названием «Революционное богатство. Как оно будет создано и как оно изменит нашу жизнь». В ней учёный констатирует: «Богатство возникает не только на полях, заводах, в офисах. Революционное богатство связано не только с деньгами. В настоящее время даже самые тупые наблюдатели не могут не видеть, что  экономика США и ряда других стран трансформируется, превращаясь в «интеллектуальную» экономику, управляемую разумом».

 Далее Тоффлер утверждает, что этой новой быстро развивающейся, прогрессивной экономике «требуется прогрессивное общество». Но процесс адаптации гражданского общества, семьи, бюрократии, системы образования, политических структур к новым экономическим реалиям идёт крайне медленно.

О том, что происходит с системой образования, он пишет: «… трудно найти более дисфункциональную и устаревшую институцию, чем образование, даже в  странах с передовой экономикой».  Иллюстрацией к этому диагнозу является глава «Постдетсадовские фабрики» об американской системе образования. В ней ученый приводит неутешительные данные:

-          50 миллионов американских детей ежедневно посещают образовательные учреждения, находящиеся в кризисе;

-          ежегодно США тратят на образование от дошкольного до среднего включительно 400 миллиардов долларов (примерно по 7 тысяч  долларов  в год на одного обучающегося);

-          60 % учащихся средних школ не умеют достаточно хорошо читать, чтобы освоить учебники, треть выпускников школ не обладают знаниями по математике, требующимися от начинающего плотника, и почти треть молодых взрослых не могут показать на карте Тихий океан.   В конце главы приводится неутешительный вывод: «Стрельба, насилие и наркотики в школе становятся регулярным новостным событием. И это  всего лишь отдельные видимые симптомы «поточно-фабричного» образования, которое, за незначительными исключениями не было  переосмыслено с целью подготовки молодёжи к условиям наукоёмкой экономики».

Критикуя план президента Буша в отношении американской школы, Тоффлер считает, что этот план «требует ещё более рутинного стандартного тестирования учеников, учителей и школ, т.е. всего лишь того, что несколько увеличит эффективность устаревшей системы образования». Выход Тоффлер видит в том, чтобы поощрять у обучающихся любознательность, умение мыслить, креативность, индивидуальность, самостоятельность.

 Говоря далее о кризисных явлениях в здравоохранении и пенсионном обеспечении, семье и образовании, политике и деятельности корпораций, учёный приходит к выводу о том, что «внутри Соединенных Штатов идёт системный распад жизненно важной институциональной инфраструктуры» и что «мы имеем дело не с отдельными явлениями, а, действительно, с системным развалом,  угрозой выживанию всех обществ…».

 Думаю, что задача переосмысления происходящего в системе образования «с целью подготовки молодёжи к условиям наукоёмкой экономики», сформулированная Тоффлером, актуальна и для нашей страны.

Свою версию эволюции и смены образовательных моделей в связи со сменой типа культуры предложила тюменский ученый и педагог И.Е. Видт:

Классификационные критерии

Характеристики типов культур

Архаичная

Индустриальная

Постиндустриальная

Доминирующий субъект

культуры

Человек с коллективно-родовым типом сознания

Человек с коллективно-групповым типом сознания

Человек с автономно-гуманистическим типом сознания

Основной ресурс

Земля

Машинное производство

Человек

Фактор социальной активности

Природа

Способ производства

Самоорганизация

Форма социальной организации

Этнос

Государство

Гражданское общество

Характер коммуникаций

Локальный, замкнутый

Динамичный

Супердинамичный

Доминирующий социокод

Память

Письменно-печатный

Электронный

Ощущение времени

Сакрализация прошлого

Сакрализация будущего

Ответственность за настоящее и будущее

Типы образовательных моделей

Традиционная

Инструктивная

Креативная

 

«Нынешний кризис образования, считает автор, закономерное следствие, отражающее противоречие между образовательной моделью, служившей индустриальной культуре, и нарождающимися признаками культуры нового типа». Образование Ирина Видт понимает как феномен культуры и настаивает на том, что современной постиндустриальной культуре должна соответствовать культуросообразная, креативная модель образования.

Определение стратегической цели деятельности  общеобразовательного учреждения, а это самое главное в концептуальной части программы, осложнено размытостью ценностей современного российского общества. В июле 2006 года Сергей Иванов, вице-премьер, министр обороны в то время, утверждал, что базовые ценности российского общества сформированы, и называл в качестве таковых суверенную демократию, сильную экономику, военную мощь. В послании Федеральному собранию (ноябрь 2008 г.) президент Д. А. Медведев в качестве основных ценностей выделил следующие: справедливость; свободу; жизнь человека, его благосостояние и достоинство; семейные традиции, любовь и верность; заботу о младших; патриотизм. Недавно созданная партия «Правое дело» называет свои: свободу, собственность, порядок. Очевидно, что процесс формирования общенациональных ценностей не завершён. Один пример: 29 декабря 2008 года завершился проект второго канала «Имя Россия»: эксперты отдали предпочтение А. Невскому и А. Пушкину (по 131 баллу), на второй позиции – А. Суворов (120 баллов), на третьем месте – П. Столыпин(116 баллов). И. Сталин и В. Ленин оказались на предпоследнем и последнем месте соответственно. Результаты народного голосования свидетельствуют об иных предпочтениях: А. Невский - 524575  голосов, П. Столыпин - 523766 голосов, И. Сталин - 519071  голосов.

Суммируя вышесказанное, можно констатировать:

1.Современные системы образования подвержены мощным воздействиям извне (быстроразвивающаяся экономика, высокие технологии, Интернет, динамизм и противоречивость общественных процессов).

2.Образование, знание, интеллект должны стать и уже становятся определяющим ресурсом развития и  новой экономики, и общества в целом (в том числе и российского).

3.Люди, работающие внутри образовательных систем, должны адекватно реагировать на эти вызовы, искать и находить конструктивные управленческие, технологические и педагогические решения проблем.

 

2. Формулировка стратегической цели развития школы.

 В новой редакции Устава (основном внутреннем законе жизни всего лицейского   сообщества, зарегистрированном в сентябре 2008 года) записано, что учреждение (т.е. педагогический коллектив в первую очередь) в своей деятельности «обеспечивает достижение следующих целей:

- формирование культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ;

-охрана и укрепление психического и физического здоровья обучающихся;

-интеллектуальное и эмоциональное развитие учащихся;

-воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье…».

Культура личности обучающихся (по Уставу) – базовая, первичная, определяющая цель. Содержание программ, используемые технологии и методики, система управления, другие компоненты образовательной модели – лишь средства достижения цели.

И вновь об историческом контексте.

Немецкий мыслитель Макс Шелер утверждал, что во всей истории человечества существовало пять основных типов самопонимания человека (пять базовых проектов человека):

            - человек религиозный или человек мифа, устраивающий своё бытие на основе  веры;

            - человек разумный (рациональный), живущий и обустраивающий мир на основе разума;

            - человек желания, человек, живущий экспансией, захватом;

            - человек декаданса, «дезертир жизни», двигающийся в тупик;

            - человек как существо культуры (или, как выражаются современные мыслители, - человек культуры).

Представляется, что современной постиндустриальной цивилизации в наибольшей степени  соответствует пятый проект человека – проект человека культуры, а его реализация позволит нам выйти из объятий индустриализма, преодолеть понимание современного человека как человека желания, человека – потребителя. Школа в этом процессе может сыграть определяющую роль.

Учитывая вышесказанное, предлагаю стратегическую цель развития сформулировать в программе в следующей редакции: «Стратегической целью  лицея является формирование культуры личности обучающихся в условиях развивающейся лицейской образовательной модели».

Что мы понимаем под культурой личности? Что в культуре следует актуализировать применительно к сфере образования, к нашей с вами деятельности?

Мераб Мамардашвили писал: «Культура не совокупность готовых ценностей и продуктов, лишь ждущих потребления или осознавания. Это способность и усилие человека быть, владение живыми различиями, непрерывно, снова и снова возобновляемое». П.С.Гуревич определяет культуру как «сознательную работу духа над своим собственным совершенствованием и над упорядочением всего того, что окружает человека. Человеческая личность окружена хаосом природных, общественных и исторических условий. Культура – это переделывание действительности в целях воплощения определённых идеалов».

Представляется, что способность различать истинное и ложное, традиционное и новое, живое и отмирающее, способность «переделывать действительность»,  т.е., в конечном счёте, мыслить самостоятельно и творить, мы и должны формировать у наших детей.

О личности. Личность (по М. Бахтину) – это человек, способный на ответственный поступок, за который  он несёт персональную ответственность в силу своего личного выбора, не перекладывая её (ответственность) и не разделяя с другим.

Культура личности лицеиста, её ядро, должно, на мой взгляд,  состоять из пяти базовых элементов:

1.      Психическое и физическое здоровье.

2.      Системные предметные знания (знаниевая компонента).

3.      Культура мышления и речи.

4.      Коммуникативная культура.

5.      Навыки проектной творческой деятельности.

Схематично формируемое ядро культуры личности лицеиста можно представить следующим образом:

ядро культурного лицеиста

Очевидно, что эти базовые элементы  культуры личности – ориентиры на ближайшую перспективу, что появление Национальной образовательной стратегии «Наша новая школа», стандартов второго поколения, других нормативных документов может внести изменения в наши представления о том, какого человека  должна формировать школа.

Концептуальную часть программы развития лицея можно представить в виде таблицы:

 

Стратегическая цель

Подцели

(базовые элементы культуры личности лицеиста)

Задачи развития

Принципы развития

Формирование культуры личности обучающихся в условиях развивающейся лицейской образовательной модели

1. Психическое и физическое здоровье.

 

2. Системные предметные знания.

 

3. Культура мышления и речи.

 

4. Коммуникативная культура.

 

5. Навыки проектной творческой  деятельности.

1. Реализация целей и принципов развития.

2. Совершенствование приоритетных направлений деятельности:

- развитие многопрофильного образования;

- развитие практик  исследовательской деятельности и включение их в практику образования;

- развитие проектной культуры у педагогов и учащихся, включение проектной деятельности в образовательный процесс;

- разработка и внедрение в образовательную практику компетентностного подхода и культуроформирующих технологий.

3. Совершенствование лицейской образовательной модели.

4. Совершенствование системы управления.

5. Сохранение и приумножение традиций лицея.

1. Принцип открытого лицейского пространства.

 

2. Принцип самоопределения.

 

3. Принцип партнёрства.

 

Детальное продумывание и фиксация ключевых аспектов концептуальной части программы развития лицея  принципиально важны, так как они  определяют контур нашей деятельности, придают ей  смысл. Правильно поставленная цель – важнейший стратегический ориентир деятельности любой организации. Ю.А Конаржевский справедливо писал, что «дальняя, высшая, генеральная цель всегда формируется на высшем уровне абстракции и сама по себе не достигается», что продвижение к ней возможно «посредством достижения подцелей, на которые она распадается». Убеждён, что сформулированная нами стратегическая цель (формирование культуры личности лицеистов), и пять подцелей (базовых элементов, составляющих ядро культуры личности лицеиста), задачи и принципы развития  адекватны современным вызовам, могут и должны интегрировать все аспекты образовательной среды лицея, все направления работы в единое целое.

И,  главное, у лицейского сообщества, на мой взгляд, есть и богатый опыт, и все необходимые ресурсы для реализации заявленной стратегической цели.

 

3. Базовая лицейская образовательная модель

Стратегическая цель, задачи, принципы развития реализуются через лицейскую образовательную модель.

Уровни лицейской образовательной модели

 

Широкий спектр образовательных практик, используемых педагогами в образовательном пространстве лицея, задаёт многомерность действующей модели, позволяет решать весь комплекс учебных и воспитательных задач.

 

4. Основные компоненты, обеспечивающие развитие лицейской образовательной модели.

Название компонента

Ресурсы развития компонента

Предполагаемый результат

Научно-методический

-  Активизация профессионального диалога  педагогов лицея по ключевым аспектам учебно-воспитательного процесса (открытые уроки и мероприятия, мастер – классы, деятельность  лабораторий);

-  курсы повышения квалификации;

-  участие и выступления на семинарах и конференциях.

Повышение профессионального мастерства педагогов, обобщение, систематизация и представление передового педагогического опыта; издание  работ учителей (одарённые дети, педагогические технологии,  гуманизация  образования).

Психолого-педагогический

Организация работы психолого –педагогического консилиума.

Поддержка учащихся с проблемами  в обучении; индивидуальные образовательные траектории для одарённых детей.

Урок  - ведущая образовательная практика

Использование информационно-коммуникационных и других эффективных педагогических технологий.

Высокое качество обучения; успешная сдача ЕГЭ; успешное участие во Всероссийской олимпиаде школьников; развитая коммуникативная  культура; культура мышления и речи.

Внеурочные образовательные практики

Повышение качества воспитательных мероприятий: классных часов, традиционных мероприятий; организация и проведение экскурсий, встреч с выпускниками лицея и интересными людьми; проектная деятельность; Центр творчества.

Формирование социальных компетенций.

Материально-техническая база

Эффективное использование бюджетных и внебюджетных средств.

Современная комфортная образовательная среда.

НСОТ

Совершенствование механизмов оплаты труда.

НСОТ – эффективный инструмент повышения качества образования, стимулирования качественной работы педагогов.

Мониторинг УВП

Создание электронной системы сбора, систематизации и анализа информации о состоянии и качестве УВП.

Электронные базы данных; «NET – школа»; «Школьная линия»;

Публичный доклад по ключевым направлениям развития лицейской образовательной модели.

Система управления

Механизм координации работы всех управленческих структур.

Управленческие решения, обеспечивающие эффективное развитие лицейской образовательной модели и достижение стратегической цели.

 

13 января 2009

 

Приглашаю всех к обсуждению представленных материалов.

Свои предложения и комментарии  можно передать заведующим кафедрами или директору школы в устной или письменной форме.

Разделы программы «Ресурсное обеспечение развития» и «Педагогические технологии»  будут представлены позже.

Сопочкин С.В., директор лицея