Новосибирск, МБОУ Лицей № 130 имени академика М.А. Лаврентьева

 

Утверждена Советом лицея

27 февраля 2009 года

 

Программа развития лицея

на 2009 - 2012 годы

 

Формирование культуры личности лицеиста в условиях развивающейся образовательной модели школы

 

 

Социокультурная ситуация развития. Постановка проблемы

 

Современное общество переживает этап глубоких фундаментальных трансформаций. Власть осознаёт значимость происходящих изменений, пытается задать новый вектор развития российской экономике, науке, образованию. В выступлении на Государственном совете  8 февраля 2008 года президент В.В. Путин, говоря о стратегии развития России до 2020 года, подчеркнул следующее: «…переход на инновационный путь развития связан, прежде всего, с масштабными инвестициями в человеческий капитал; <…> развитие человека – это и основная цель и необходимое условие прогресса современного общества; <…> Будущее России, наши успехи зависят от образования и здоровья людей, от их стремления к самосовершенствованию и использованию своих навыков и талантов; <…> Образовательная система должна вобрать  в себя  самые современные знания и технологии. Уже в ближайшее время необходимо обеспечить переход к образованию по стандартам нового поколения, отвечающим требованиям современной, инновационной экономики».

В Послании Федеральному собранию 5 ноября 2008 года президент Д.А.Медведев напомнил, что экономическая политика государства будет базироваться на концепции пяти «И» - институтах, инвестициях, инфраструктуре, инновациях, интеллекте. «Наш приоритет, - заявил он, - это производство (а в перспективе – и экспорт) знаний, новых технологий, передовой культуры».

Взаимосвязь новой экономики и образования фиксируют многие аналитики, экономисты, политологи. Известный американский футуролог Элвин Тоффлер утверждает, что «знание стало революционным ресурсом общества», что оно активно влияет на современную экономику,  превращает ее в «интеллектуальную», управляемую разумом. Критикуя сложившуюся систему образования, он называет ее «дисфункциональной и устаревшей» и делает вывод, что доминирующее «поточно-фабричное»  образование, за незначительными исключениями, «не было переосмыслено с целью подготовки молодежи к условиям наукоемкой экономики».

Момент переосмысления происходящих изменений в экономике и обществе в целом, поиск оптимальной в этой переходной ситуации образовательной модели чрезвычайно важны.

Свою версию эволюции и смены образовательных моделей в связи со сменой типа культуры предложила тюменский ученый и педагог И.Е. Видт. «Нынешний кризис образования, - считает она, - закономерное следствие, отражающее противоречие между образовательной моделью, служившей индустриальной культуре, и нарождающимися признаками культуры нового типа». Образование Ирина Видт понимает как феномен культуры и утверждает, что «полихронность  современного  культурного пространства  России» (т.е., наличие социальных групп  разного культурного возраста) «влечёт за собой необходимость сохранения в целесообразной мере» традиционной и инструктивной образовательных моделей (соответствующих архаичной и индустриальной культуре) и заставляет выстраивать инновационную модель образования, адекватную признакам постиндустриальной культуры. Этой рождающейся постиндустриальной  культуре должна соответствовать, по её мнению, культуросообразная модель образования.

Суммируя вышесказанное, можно констатировать:

1. Современные системы образования подвержены мощным воздействиям извне (быстроразвивающаяся экономика, высокие технологии, Интернет, динамизм и противоречивость общественных процессов, размытость ценностей современного российского общества).

2. Образование, знание, интеллект должны стать и уже становятся определяющим ресурсом развития и  новой экономики, и общества в целом .

3. Люди, работающие внутри образовательных систем, должны адекватно реагировать на эти вызовы, искать и находить конструктивные управленческие, технологические и педагогические решения проблем.

 

Новая редакция программы развития: преемственность и новизна

Практика реализации предыдущей программы развития «Формирование элиты: лицейская образовательная модель» показала, что в целом мы верно расставили  акценты и приоритеты развития на 2006-2008 годы, многое из задуманного реализовано. Успешное участие в конкурсе образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы в рамках национального проекта «Образование» (2006 г.), а также получение звания лауреата конкурса «Лучшие школы России – 2007» – тому подтверждение.

В чем мы видим преемственность новой редакции программы развития с программой предыдущей?

1. Представленная в предыдущей программе развития базовая лицейская образовательная модель остается «несущей конструкцией» образовательного пространства лицея.

2. Создана и эффективно работает государственно-общественная модель управления развитием лицея.

3. Не потеряли своей актуальности принципы развития.

4. Сохраняются и развиваются в новой редакции программы наши приоритеты: многопрофильность, работа с одаренными детьми, сохранение и приумножение лицейских традиций и т.д.

В чем новизна?

За 2006 - 2008 годы в стране и системе образования произошли существенные изменения. Появилась стратегия развития России до 2020 года, в которой образованию отведена особая роль. Мы перешли на нормативно – подушевой принцип финансирования и новую систему оплаты труда. Утверждена новая редакция Устава, в которой юридически закреплен государственно-общественный характер управления лицеем. ЕГЭ стал основным индикатором оценки качества обучения школьников, накоплен опыт деятельности в новой социально-экономической и социокультурной ситуации. Поэтому, сохраняя преемственность, вносим в программу необходимые изменения.

1.        В программе мы акцентируем новый статус образования, его роль в развитии «человеческого капитала», реализации инновационного сценария развития страны.

2.        Новая формулировка стратегической цели  (формирование культуры личности лицеиста) в большей степени отвечает потребностям современного человека, общества, государства, она операциональна и практична. И школами России, и  лицеем № 130  накоплен опыт  формирования культуры личности   учащихся, и, наконец, эта цель совпадает с основной целью деятельности лицея, закрепленной в новом Уставе.

3.        Универсальность базовой лицейской образовательной модели позволяет исключить из неё  уровень лицейских игр - сессий, перенеся решение задач и проблем этого уровня на другие - общественных экспертиз и слушаний, проектных мастерских и мастер - классов, расширенные заседания органов управления и самоуправления.

4.        За время действия предыдущей программы развития мы убедились: функции Наблюдательного совета фактически исполнял Попечительский совет. В Попечительский совет входят представители родительской общественности от каждого класса, и все вопросы, связанные с отношениями «родители – школа», обсуждаются и решаются на его заседаниях. Значит, без Наблюдательного совета модель управления будет работать не менее эффективно.

 

Стратегическая цель, задачи, принципы развития

В новой редакции Устава, основном внутреннем законе жизни всего лицейского  сообщества, зарегистрированном в сентябре 2008 года, записано, что учреждение (т.е. педагогический коллектив, в первую очередь) в своей деятельности «обеспечивает достижение следующих целей:

- формирование культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ;

- охрана и укрепление психического и физического здоровья обучающихся;

- интеллектуальное и эмоциональное развитие учащихся;

- воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье».

Культура личности обучающихся (по Уставу) – первичная, определяющая цель. Содержание программ, используемые технологии и методики, система управления, другие компоненты образовательной модели – лишь средства достижения цели.

И вновь об историческом контексте.

Немецкий мыслитель Макс Шелер утверждал, что во всей истории человечества существовало пять основных типов самопонимания человека (пять базовых проектов человека):

– человек религиозный или человек мифа, устраивающий свое бытие на основе  веры;

– человек разумный (рациональный), живущий и обустраивающий мир на основе разума;

– человек желания, человек, живущий экспансией, захватом;

– человек декаданса, «дезертир жизни», двигающийся в тупик;

– человек как существо культуры (или, как выражаются современные мыслители, человек культуры).

Представляется, что современной постиндустриальной цивилизации в наибольшей степени  соответствует пятый проект человека – проект человека культуры, а его реализация позволит нам выйти из «объятий» индустриализма, преодолеть понимание современного человека как человека желания, человека-потребителя. Школа в этом процессе может сыграть определяющую роль.

Учитывая вышесказанное, стратегическую цель развития заявляем в  следующей редакции: «Стратегической целью  лицея является формирование культуры личности лицеиста в условиях развивающейся образовательной модели школы».

Что мы понимаем под культурой личности? Что в культуре следует актуализировать применительно к сфере образования, к  деятельности всего лицейского сообщества?

Мераб Мамардашвили писал: «Культура не совокупность готовых ценностей и продуктов, лишь ждущих потребления или осознавания. Это способность и усилие человека быть, владение живыми различиями, непрерывно, снова и снова возобновляемое». П.С. Гуревич определяет культуру как «сознательную работу духа над своим собственным совершенствованием и над упорядочением всего того, что окружает человека. Человеческая личность окружена хаосом природных, общественных и исторических условий. Культура – это переделывание действительности в целях воплощения определенных идеалов».

Представляется, что способность различать истинное и ложное, традиционное и новое, живое и отмирающее, способность «переделывать действительность», т.е., мыслить самостоятельно и творить мы и должны формировать у наших детей.

О личности. Личность (по М.М. Бахтину) – это человек, способный на ответственный поступок, за который он несет персональную ответственность в силу своего личного выбора, не перекладывая ее (ответственность) и не разделяя с  другим.

Культуру личности лицеиста, ее ядро,  составляют пять базовых элементов:

 

1.    Психическое и физическое здоровье.

2.    Системные предметные знания.

3.    Культура мышления и речи.

4.    Коммуникативная культура.

5.    Навыки проектной и/или  творческой деятельности.

 

Схематично формируемое ядро культуры личности лицеиста можно представить следующим образом:

image001.jpg

Культура личности лицеиста – это умение обучающегося работать с различными типами текстов, сориентированность на лучшие образцы мышления и действия, накопленные в отечественной и мировой культуре,  способность  осмысленно воспринимать знания о мире, порождать собственные творческие работы и проекты, совершать ответственные  поступки.   

 

Очевидно, что базовые элементы  культуры личности – наши  ориентиры на ближайшую перспективу, что появление Национальной образовательной стратегии «Наша новая школа», стандартов второго поколения, других нормативных документов может внести изменения в наши представления о том, какого человека  должна формировать школа.

 

Задачи развития

1. Реализация целей и принципов развития, на которых строится деятельность лицея.

К таким принципам относятся: принцип открытого лицейского пространства, самоопределения, партнерства.

2. Совершенствование приоритетных направлений деятельности, которые определяют специфику лицея.

К таким приоритетным направлениям относятся:

2.1. Развитие многопрофильного образования.

Социокультурный потенциал Академгородка, традиции подготовки выпускников лицея для поступления в НГУ и в лучшие вузы страны диктуют необходимость сохранения и усиления многопрофильного обучения, предпрофессиональной подготовки.

2.2. Развитие практик исследовательской деятельности и включение их в практику образования.

Исследовательская деятельность учащихся и педагогов – неотъемлемая часть образовательного процесса. Первые навыки исследовательской работы приобретаются уже в начальной школе. Изучение истории своей семьи, улицы, школы и т.д. позволяет освоить технологию постановки цели и задач исследования, составить план работы. В среднем и старшем звене происходит качественное изменение в практике исследовательской деятельности за счет сотрудничества учащихся и ученых.

2.3. Формирование проектной культуры педагогов и учеников и включение проектной деятельности в образовательный процесс.

Проектирование является той деятельностью, которая формирует  инновационное мышление. Практику проектной работы необходимо культивировать как на уроках, так и в лабораториях, в летних школах, в исследовательской деятельности.

2.4. Разработка и внедрение в образовательную практику компетентностного подхода и культуроформирующих технологий.

В современной ситуации открытого развивающегося мира мы все больше сталкиваемся с необходимостью переходить от знаниевого подхода к подходу, на основании которого эффективность обучения оценивается с точки зрения компетенций, которые получает обучаемый и которые он демонстрирует. От степени зрелости и развитости компетенций зависит конкурентоспособность обучаемого на рынке труда.

3. Совершенствование базовой лицейской образовательной модели, которая является «несущей конструкцией»  всей деятельности лицея. Она должна быть моделью образовательного универсума с рядом уровней развития лицеистов.

4. Совершенствование управленческой структуры, которая призвана обеспечить реализацию поставленных целей, задач, развитие базовой лицейской модели и  заявленных принципов. Создание интегративной управленческой модели, в которой с разными функциями, но на равных правах участвуют педагоги, администрация,  ученики,  родители и партнеры со стороны власти, бизнеса, науки и высшей школы. 

5. Сохранение и приумножение традиций лицея.

Необходимо сохранять и приумножать традиции, заложенные при создании лицея академиком М.А. Лаврентьевым, поддерживать дух лицейского братства, формировать в лицеистах нравственные человеческие качества, позволяющие им стать полноценными гражданами России, нести ответственность за судьбы страны и города, в котором они живут.

Таким образом, выпускник лицея, с развитой культурой мышления, владеющий основами научных знаний, навыками исследовательской деятельности, проектной работы, сохраняющий традиции лицеистской чести, ответственно подходящий к делу и подготовленный к профессиональному обучению в лучших вузах страны, – и есть тот будущий представитель отечественной элиты, способный реализовать инновационный сценарий развития России. 

 

Принципы развития

Для управления процессом развития необходимо установить принципы, которые при их принятии и неукоснительном исполнении становятся регуляторами, с помощью которых осуществляется управление процессом развития.

Мы принимаем следующие регулятивные принципы.

Принцип открытого лицейского пространства. Этот принцип является самым объемным и всеобщим. Он включает в себя все остальные и их предполагает. Этот принцип заключается в формировании открытого пространства для каждого, кто в него входит, – лицеистов, родителей, педагогов,  консультантов, партнеров, представителей вузов, науки и бизнеса. Любой участник взаимодействия, входящий в партнерские отношения с лицеем, становится полноправным субъектом публичного обсуждения и принятия решений. Этот принцип должен выполняться неукоснительно и обеспечиваться соответствующими процедурами, нормами и традициями.

Принцип самоопределения.  В открытом лицейском пространстве процесс самоопределения лицеиста, педагога, управленца становится реальностью. Этот принцип предполагает активный, сознательный и ответственный выбор собственных целей развития, предъявление своей позиции,  ее открытое отстаивание. Этот принцип  предполагает личную ответственность за свои слова и действия.  

Принцип партнерства. Этот принцип является естественным продолжением предыдущих. В ситуации взаимной ответственности, открытости и самоопределения участники независимо от возраста, компетенции, рода занятий становятся партнерами по общему делу. Этот принцип предполагает  уважением к правам другого, неукоснительное соблюдение личностной автономии и права человека на ошибку. В открытом пространстве все люди имеют презумпцию осмысленного, сознательного и ответственного действия.  

Концептуальную часть программы развития лицея можно представить в виде таблицы:

Стратегическая цель

Подцели

(базовые элементы культуры личности лицеиста)

Задачи развития

Принципы развития

Формирование культуры личности лицеиста в условиях развивающейся образовательной модели школы.

1. Психическое и физическое здоровье.

 

2. Системные предметные знания.

 

3. Культура мышления и речи.

 

4. Коммуникативная культура.

 

5. Навыки проектной и/или творческой  деятельности.

1. Реализация целей и принципов развития.

2. Совершенствование приоритетных направлений деятельности:

- развитие многопрофильного образования;

- развитие практик  исследовательской деятельности и включение их в практику образования;

- развитие проектной культуры педагогов и учащихся, включение проектной деятельности в образовательный процесс;

- разработка и внедрение в образовательную практику компетентностного подхода и культуроформирующих технологий.

3. Совершенствование лицейской образовательной модели.

4. Совершенствование системы управления.

5. Сохранение и приумножение традиций лицея.

1. Принцип открытого лицейского пространства.

 

2. Принцип самоопределения.

 

3. Принцип партнёрства.

 

Продумывание, обсуждение и принятие концептуальной составляющей программы развития лицея  чрезвычайно важны, так как цели, задачи и принципы  определяют контур нашей деятельности, придают ей смысл. Правильно поставленная цель – важнейший стратегический ориентир деятельности любой организации. Ю.А. Конаржевский справедливо писал, что «дальняя, высшая, генеральная цель всегда формируется на высшем уровне абстракции и сама по себе не достигается», что продвижение к ней возможно «посредством достижения подцелей, на которые она распадается».  Сформулированная нами стратегическая цель (формирование культуры личности лицеиста) и пять подцелей (базовых элементов, составляющих её ядро), задачи и принципы развития  адекватны современным вызовам, могут и должны интегрировать все аспекты образовательной среды лицея, все направления работы в единое целое.

У лицейского сообщества есть и богатый опыт, и  необходимые ресурсы для реализации заявленной стратегической цели.

Базовая лицейская образовательная модель

Стратегическая цель, задачи, принципы развития реализуются через лицейскую образовательную модель.

Она представляет собой  образовательный универсум – открытое лицейское пространство для общения и развития. В этой модели каждый лицеист имеет возможность переходить от одного уровня к другому.

Уровень учебный.

Самый нижний уровень предполагает обязательное освоение учебной программы. На этом уровне критерий успешности – освоение знаний, учебной программы. Но если работает только  этот уровень, то школа превращается в конвейер, где нет человека, нет субъекта, нет открытости и нет самоопределения.

Уровень проектный.

Работа на этом уровне реализуется через мастерские и мастер-классы, проектные семинары и лаборатории как на уроках, так и вне учебного времени: в летних школах, на лицейских мероприятиях. Эти формы и практики формируют проектное мышление, работают на самоопределение лицеиста. Эта работа требует особой квалификации и от педагогов. Не каждый учитель, работающий на первом уровне, может работать на втором.

Уровень профильный.

Далее выделяется третий уровень – профильной подготовки. Все профили, заявленные в лицее, требуют своего обеспечения. Оно заключается в том, что при профильном обучении уже на уроке начинается подготовка лицеиста к будущей профессии. Обучение в профильном классе определяет выбор вуза.

В данном случае речь идет об элитных вузах. Поэтому профильная подготовка нуждается в углубленных программах, в более сложно организованных практиках и формах работы. Для этого необходимо сотрудничество с носителями университетского знания, образцов науки, культуры, управления.

Уровень открытого пространства.

Далее надстраивается уровень публичных слушаний и общественных экспертиз. Этот уровень  является новым не только для школы, но и для страны в целом. Но именно на нем вырабатывается гражданская позиция, те правовые нормы, те условия и регулятивы, те законы, кодексы и традиции, которые создают необходимое условие для реализации нижних уровней. Здесь работа идет не только и не столько над учебными проблемами, проблемами профильного обучения, сколько над проблемами управления, организационными и правовыми условиями, принципами и регуляторами взаимодействия всех, кто входит в открытое лицейское пространство. Именно этот высший уровень и «держит» это пространство.

 

Уровни лицейской образовательной модели

 

уровни.jpg

 

Широкий спектр педагогических технологий и образовательных практик, используемых педагогами в образовательном пространстве лицея, задает многомерность действующей модели, позволяет решать весь комплекс учебных и воспитательных задач.

Основные компоненты, обеспечивающие развитие лицейской образовательной модели.

Название компонента

Ресурсы развития компонента

Предполагаемый результат

Научно-методический

-  Активизация профессионального диалога  педагогов лицея по ключевым аспектам учебно-воспитательного процесса (открытые уроки и мероприятия, мастер – классы, деятельность  лабораторий);

-  курсы повышения квалификации;

-  участие педагогов в семинарах и конференциях.

Повышение профессионального мастерства педагогов, обобщение, систематизация и представление передового педагогического опыта; издание  работ учителей (одаренные дети, педагогические технологии,  гуманизация  образования).

Психолого-педагогический

Организация работы психолого-педагогического консилиума и постоянно действующего психолого-педагогического практикума.

Поддержка учащихся с проблемами  в обучении; индивидуальные образовательные траектории для одаренных детей; повышение психолого-педагогической культуры всех участников образовательного процесса.

Урок  - ведущая образовательная практика

Использование информационно-коммуникационных и других эффективных педагогических технологий.

Высокое качество обучения; успешная сдача ЕГЭ; успешное участие во Всероссийской олимпиаде школьников; развитая коммуникативная  культура; культура мышления и речи.

Внеурочные образовательные практики

Повышение качества воспитательных мероприятий: классных часов, традиционных мероприятий; организация и проведение экскурсий, встреч с выпускниками лицея и интересными людьми; проектная деятельность; Центр творчества.

Формирование социальных компетенций лицеистов.

Материально-техническая база

Эффективное использование бюджетных и внебюджетных средств.

Современная комфортная образовательная среда.

НСОТ

Совершенствование механизмов оплаты труда.

НСОТ – эффективный инструмент повышения качества образования, стимулирования качественной работы педагогов.

Мониторинг УВП

Создание электронной системы сбора, систематизации и анализа информации о состоянии и качестве УВП.

Электронные базы данных; «NET – школа»; «Школьная линия»;

Публичный доклад по ключевым направлениям развития лицейской образовательной модели.

Система управления

Механизм координации работы всех управленческих структур.

Управленческие решения, обеспечивающие эффективное развитие лицейской образовательной модели и достижение стратегической цели.

 

Инновационные образовательные программы и приоритеты развития

 

Исходя из заявленных стратегических целей и задач, приоритетных направлений и принципов, мы осуществляем ведение  инновационных образовательных программ, которые выступают локомотивами развития деятельности лицея. Эти программы являются приоритетными направлениями развития, которые по мере своей реализации будут обозначать достижение поставленных задач и движение к стратегической цели.

Под инновационными программами мы понимаем те направления деятельности, которые осуществляют сдвиг всей образовательной модели от обезличенного школьного конвейера в сторону модели, построенной на принципах открытого лицейского пространства, самоопределения и других, обозначенных выше.

Инновация не может быть отдельно взятой выдумкой на уроке. Она должна менять всю образовательную модель, меняя при этом отношение к ученику и учителю. 

1. Развитие многопрофильного образования.

В лицее традиционно работают несколько профилей: физико-математический, гуманитарный, естественнонаучный, экономический. Каждый профиль предполагает определенный тип работ, определенные виды образовательных практик и соответствующее формирование определенного типа мышления. 

Но мы при этом понимаем, что без целостного образования профильное обучение приводит к раннему «профессиональному кретинизму». Поэтому нам важно удерживать всю целостность лицейской образовательной модели, чтобы каждый ученик имел возможность выстраивать индивидуальную образовательную траекторию.

2. Развитие  практик исследовательской деятельности и включение их в практику образования.

Для организации исследовательской деятельности у лицея есть все необходимые ресурсы и опыт. В лицее работает целый ряд лабораторий при кафедрах математики, истории и др. (см. ниже  в ресурсном обеспечении).

Мы считаем, что навыки исследовательской деятельности способствуют  формированию культуры мышления лицеистов. Занятия исследованиями ставят их в ответственную позицию, приучают лицеистов к кропотливому труду исследователя и аналитика. 

3. Формирование проектной культуры у педагогов и учеников и включение проектной деятельности в образовательный процесс.

Будущее общество, по утверждению ряда аналитиков и экспертов, – это общество производителей инноваций. В нашей стране специалистов по инновациям  стали готовить  недавно, и то – только в области менеджмента. В то же время в ближайшем будущем необходимо подготовить целый класс производителей инноваций в самых разных сферах – экономике, культуре, науке, управлении, образовании.

Именно инновационность становится главным ресурсом развития и критерием конкурентоспособности в современном мире.

Поэтому проектное мышление, практика проектирования, как составная и необходимая часть инновационной деятельности, должна стать постоянной в обучении на всех уровнях образовательной лицейской модели.  

4. Разработка концепции и технологии обучения на основе компетентностного подхода и внедрение его в практику образования.

В высшей школе Евросоюза разработаны модели обучения, в основание которых положены представления о разных уровнях компетенций. Эксперты называют, например, 23 уровня компетенций.

К таким компетенциям относятся: способность строить успешную коммуникацию, умение вести переговоры,  конструктивную беседу, участвовать в диалогах, диспутах, дискуссиях, делать презентации, владеть иностранными языками, компьютерной и информационной грамотностью.

В практике лицея уже реализуются подобные подходы и оценки компетентностей лицеистов. В лицее разработан примерный вариант таблицы компетентностей. В ней эти уровни обозначены следующим образом.

Выпускник 4 класса владеет элементами самостоятельной работы по алгоритму, по оценке и самооценке своих учебных действий, умеет работать с книгой и с другими источниками информации, владеет навыками устной и письменной речи, владеет навыками общения.

Выпускник 9 класса умеет составлять план самостоятельной работы, проводить анализ проделанной работы, умеет добывать информацию, представлять её в схемах и графиках, владеет навыками устной и письменной речи, составляет текст  на заданную тему, активно участвует в принятии и выполнении решений в классе.

Выпускник 11 класса обладает глубокими знаниями, позволяющими учиться в вузе, способен к рефлексии. Самостоятельно работает с книгой и другими источниками информации, умеет творчески выполнять задания, владеет навыками аргументированной речи, навыками публичных выступлений, способен научно излагать текст, у него сформированы навыки разработки, принятия и выполнения решений в классе и лицее, навыки ведения дискуссии.

Мы полагаем, что эти метапредметные компетенции, которые формируются на разных учебных предметах, необходимы современному человеку. И наши выпускники потому и могут поступать в престижные университеты, что обладают многими названными компетенциями на высоком уровне. Работа над внедрением компетентностного подхода в обучение становится одним из приоритетных направлений в деятельности лицея.

5. Разработка и внедрение в образовательную практику инновационных образовательных технологий.

Без постоянной педагогической мастерской, без разработки новых инструментов, средств и технологий совершенствование учебного процесса невозможно. Под ними мы имеем в виду уже внедряющиеся методы и технологии ведения дискуссий, диспутов, коллективной проектной деятельности, поисковой исследовательской работы на уроке, мастер-классы и мастерские.

К инновационным образовательным технологиям относятся  используемые в лицее информационно-коммуникационные технологии, технология развития критического мышления, дебаты  и другие. Инновационные технологии  формируют культуру личности обучающихся: информационную, коммуникативную, культуру мышления и речи. 

6. Развитие ученического самоуправления.

Без реального и активного включения  учеников в практику управления лицейской жизнью проблематично говорить о формировании у них сознательной позиции, навыков самоопределения и целеполагания. Поэтому необходимо совершенствовать работу Ученического совета и включать его в целостную интегративную модель управления  лицеем, придавать легитимный статус Ученическому совету, обеспечивать лицеистам право на образовательную инициативу, право на то, чтобы они сами управляли своей лицейской жизнью. Только в таком случае мы сможем преодолеть инфантилизм детей и подростков, патернализм взрослых и государства, которое привыкло относиться к подрастающему поколению не как к партнеру и субъекту, а как к объекту заботы и попечения. 

Данное направление предполагает активизацию работы органов самоуправления в классах и в школе (Советы классов, Ученический совет, Совет лицея), выработку правил и норм самоуправления. 

7. Сохранение и приумножение традиций. Кодекс Чести Лицеиста.

В свое время в Царскосельском Лицее, который был в истории российского образования фактически единственным примером лицейской модели образования, практиковались незыблемые традиции сохранения и формирования кодекса чести лицеиста. Перед лицеистами были поставлены условия – они становятся «государевыми людьми», должны служить Отечеству верой и правдой, независимо от того, на какую службу попадут. Поэтому, несмотря на то, что одни выпускники  Лицея пошли на Сенатскую площадь против режима,  другие стали служить Государю, а третьи, как Пушкин, служили Отечеству и Поэзии, –  все они соблюдали кодекс чести.

Необходимо понимать, что в наш прагматичный век никто не снимал с человека ответственности быть Человеком. К тому же, если лицей № 130 берет на себя задачу формирования человека, ориентированного на лучшие образцы отечественной и мировой культуры, это налагает особую ответственность на выпускников лицея.

Мы ставим перед собой задачу формирования такого кодекса, принятия его и выстраивания таких процедур и традиций, которые бы этот кодекс чести лицеиста постоянно поддерживали.

 

Ресурсное обеспечение развития

 

1. Кадровое обеспечение.

Главным ресурсом, который обеспечивает реализацию любой программы и проекта, является человеческий ресурс. Поэтому профессиональная психолого-педагогическая и управленческая компетентность коллектива – «мотор» развития лицея.

За прошедшие десятилетия педагогическим коллективом школы накоплен богатый опыт.

1.1. Опыт исследовательской деятельности. 

Например, исследовательские работы проводятся по направлениям: математика, физика, химия, экология, история, краеведение, психология, обществознание, география и др. Защита исследовательских работ проходит в рамках школьного тура НПК, на заседаниях кружков, клубов. Далее - участие в конференциях всех уровней, включая Международный.

Важной формой исследовательской деятельности является работа целого ряда лабораторий. Лаборатория кафедры математики «Создание образовательного пространства, для развития математических способностей учащихся» организует исследовательскую работу учащихся,  проводит математические КВНы и математические бои между физико-математическими классами разных параллелей. В качестве руководителей исследований по математике с нами сотрудничают ученые Института математики СО РАН, студенты НГУ – наши выпускники. Силами этой лаборатории осуществляется подготовка и проведение летних математических и физических школ. Педагоги  проводят мастер-классы для учащихся физико-математических классов и для своих коллег. Очень интересной является форма работы, когда смешанные группы выпускников, учащихся и педагогов  находят оптимальные решения сложных задач и защищают свои варианты решений.

Лаборатория кафедры словесности «Развитие литературного творчества учащихся»  объединила педагогов, развивающих литературные способности детей. Литературный салон, «Цех поэтов», альманах «Петух», школьная газета «Ага» – это часть  деятельности, где учащиеся могут проявить себя. Мастер-классы ведут поэты, писатели, журналисты.

Лабораторию кафедры общественных наук «Технология гуманитарных исследований учащихся» возглавляет д. ист. н., сотрудник  ИАЭТ СО РАН А.Ю. Майничева. Педагоги совместно с учащимися обсуждают  тематику исследований, курируют исследования учащихся. Такое сотрудничество, безусловно, способствует развитию не только исследовательских навыков учащихся, но и мастерства педагогов.

Лабораторией кафедры химии и биологии «Формирование экологической культуры учащихся» руководит  учитель биологии высшей квалификационной категории О.В.Ким. Деятельность лаборатории – пример продуктивного сотрудничества ученых Академгородка и педагогов лицея. Экологические экспедиции, обработка материалов, оформление исследований и защита работ стали традиционной формой деятельности большой группы учащихся.

«Лаборатория гуманитарных технологий» (Руководитель - учитель русского языка и литературы О.Н.Симанова) объединила учителей гуманитарного цикла, учащихся, учёных. Основная задача лаборатории – создание гуманитарных образовательных продуктов на основе ИКТ и апробация этих продуктов в пространстве урока, внеклассной работе.

Опыт работы школьных лабораторий, потенциал учащихся, учителей, родителей, специфика социокультурного окружения лицея позволят в перспективе (при наличии дополнительных площадей) создать комплекс учебных лабораторий для научно – исследовательской деятельности учащихся. Вопрос об освобождении цокольного этажа здания лицея  музыкальной школой решается.

 

1.2. Повышение психолого-педагогической и управленческой квалификации.

Повышение профессионального мастерства педагогов осуществляется благодаря посещению курсов и семинаров, которые организуют и проводят специалисты НГПУ, НИПКиПРО, НГУ, авторы учебных пособий, известные  педагоги (Ш.А.Амонашвили, П.И.Третьяков, А.И. Адамский, М.М.Поташник, и др.).

Повышению квалификации, безусловно, способствует осмысление и обобщение собственного опыта педагогов. Пятеро учителей лицея стали победителями  конкурса на получение денежного поощрения в приоритетном национальном  проекте  «Образование».

Учителя повышают свою квалификацию и в рамках программы «Интел», которая реализуется  на базе лицейского Интернет-кабинета. Методику проектной деятельности педагоги применяют на уроках.

Мастерство педагогов повышается и в результате подготовки и участия в работе летних школ: физиков, математиков, экологов, гуманитариев.

2. Психологическое обеспечение.

Мы понимаем под психологическим обеспечением развития лицея не только психокоррекцию развития, снятие стрессов и конфликтов, консультации педагогов, проводимые психологами, но и создание в лицее такой атмосферы сотрудничества и творчества, которая сама выполняет функцию психологической коррекции и терапии. Для этого психологическая практика должна стать не уделом отдельно взятых профессионалов, а сферой деятельности всего коллектива. 

Для создания такой атмосферы у психологической службы лицея есть все ресурсы, богатый опыт и высокий профессионализм.

Главная цель деятельности психологической службы лицея – создание такой системы психолого-педагогического сопровождения школьников, которая наиболее полно способствует успешному обучению и развитию интеллектуального и творческого потенциала детей.

В рамках сотрудничества с факультетом психологии НГУ лицей ориентируется на личностно ориентированную педагогику. В настоящее время совместно с учителями разрабатывается программа  внедрения системы тренинговых занятий, открывающих  путь к методам индивидуального подхода в обучении детей с разными каналами восприятия информации, что должно повысить качество образования и сделать его более комфортным.

Психологическая служба работает в тесном контакте с социальным педагогом, так как поведение и учеба ребенка в большой степени зависят от обстановки в семье. На основании обследований семей были составлены социальные паспорта классов и социальный паспорт  лицея.

3. Материально-техническое и финансовое обеспечение.

Материально-техническая база лицея позволяет ставить амбициозные цели. Классы, библиотека, лаборатории оснащены учебным оборудованием и оргтехникой, позволяющей выстраивать новые образовательные практики и технологии. Лицей построил такие партнерские отношения с общественностью, что за счет создания  и деятельности благотворительного фонда лицей может выполнять различные целевые программы и проекты. В лицее работает система внутренних грантов, поддержки инициатив лицеистов и родителей. Коллектив лицея активно участвует в различных конкурсах и программах, получает  средства на поддержку социально значимых педагогических проектов и инициатив. За счет этой разносторонней финансовой и материальной поддержки программа развития выглядит вполне реальной и долгосрочной.

4. Организационно-управленческое и партнерское обеспечение.

Задачи, связанные с развитием лицея, невозможно ставить в отдельно взятом учреждении. Без изменения социальной среды, без выстраивания стратегического партнерства и образовательных коалиций невозможно двигаться к стратегической цели. У лицея 130 давние прочные связи с НГУ, институтами СО РАН, бизнес-компаниями, которые готовы и дальше выступать стратегическими партнерами лицея.

Мы предполагаем  включение представителей науки и общественности, бизнеса и высшей школы в реализацию программы развития школы. 

В новой редакции Устава лицея заложены  механизмы управления, предполагающие сочетание принципов единоначалия с демократическим характером принятия решений.  

 

Управление развитием

 

Сложившаяся управленческая модель позволяет принимать адекватные современной ситуации решения, совершенствовать приоритетные направления деятельности лицея.

Система советов и процедур позволяет каждому участнику образовательного процесса влиять на принятие  решений и  их реализацию.  Все управленческие блоки и области дополняют друг друга, включаясь в единое поле практики управления. Высшим органом управления, определяющим стратегию развития, является Совет лицея.

 

Модель управления лицеем

 

shema.gif

 

Дальнейшее развитие управленческой модели видим в совершенствовании работы каждой управленческой структуры в отдельности, создании механизма координации усилий всех управленческих структур с целью выработки управленческих решений, обеспечивающих эффективное развитие лицейской образовательной модели и достижения стратегической цели.

 

Ожидаемые результаты

 

Главным результатом реализации новой редакции Программы развития является  достижение заявленных подцелей программы и продвижение к стратегической цели.

Развивающаяся лицейская модель позволит:

·         сформировать у педагогов и учеников представление об образовании как о системе  практик  развития и саморазвития;

·         увеличить количество инновационных образовательных практик, повысить  качество образовательных и воспитательных услуг;

·         усилить влияние лицея как ресурсного центра на социокультурную и образовательную среду Академгородка;

·         установить  активные  партнерские отношения с учреждениями образования, науки, бизнеса, власти.

 

Мониторинг реализации программы развития

 

1. В лицее создан Информационно-аналитический центр (ИАЦ), в задачи которого входит:

- создание электронной базы данных;

- разработка системы мониторинга  учебного и образовательного процессов;

- составление аналитических материалов для администрации лицея, для советов лицея.

2. Мониторинг, то есть, отслеживание процесса реализации программы – это функция не одного ИАЦ. Этим должны заниматься все субъекты управленческой структуры.

Поэтому важно, чтобы работала вся образовательная модель лицея, прорисованная выше. Видами мониторинга в таком случае являются следующие:

- общественные экспертизы, публичные слушания, диспуты и лицейские дебаты;

- защиты проектов развития лицея, классов.

Участие лицеистов, педагогов, партнеров, управленцев в   коллективном проектировании и анализе реализации принятых решений позволит составить объективную картину происходящего. В противном случае мониторинг превратится в узкий вид работы по сбору материалов и предоставлению отчетов. 

 

В этой связи индикаторами реализации Программы должны быть следующие.

1. Первый уровень – объемные количественные показатели:

·         число вовлеченных в процесс коллективного принятия решений;

·         число методик и технологий, используемых на уроках и внеклассной деятельности;

·         число педагогов, применяющих инновационные  технологии;

·         число педагогов, прошедших повышение квалификации по инновационным технологиям;

·         число учеников - победителей  олимпиад и конкурсов городского, областного, национального, международного уровня.

 

2. Второй уровень – качественные показатели:

·         степень влияния  технологий и методик на успеваемость;

·         степень реализуемости принятых на лицейских слушаниях и экспертизах решений;

·         эффективность принятых на экспертизах решений, их влияние на атмосферу, климат, успеваемость, здоровье учеников и педагогов.

 

3. Третий уровень – сравнительные показатели между количественными и качественными индикаторами:

·         коэффициент эффективности деятельности педагогов, прошедших повышение квалификации;

·         коэффициент отношения между лучшими учениками, победителями олимпиад и всеми учениками лицея;

·         коэффициент отношения между выпускниками лицея, поступившими в престижные вузы города и страны, и выпускниками других образовательных учреждений.