Новосибирск, МОУ лицей № 130 имени академика М.А. Лаврентьева

 

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

Формирование элиты: лицейская образовательная модель

 

 

Социокультурная ситуация развития. Постановка проблемы.

Современная социокультурная ситуация требует от образовательного учреждения нового самоопределения.

Мы полагаем, что период всеобщего цинизма и низвержения устоев постепенно проходит и наступает пора созидания. Понятно, что без нового базового проекта человека развитие образования невозможно. Для нас таким проектом является проект человека культуры, т.е. человека, для которого фундаментальными являются традиции отечественной и мировой культуры, способного к самоопределению и инновациям. В реализации этого проекта школе отводится особая роль.

Новизна ситуации заключается в том, что период «бури и натиска» 80-90-х годов прошел. Инновационная волна из средней школы ушла. Группы инноваторов, отработав на средней школе технологии самоопределения и развития, ушли в политический и управленческий консалтинг, оставив школу с нерешенными  проблемами.

Идеи педагогов-инноваторов о том, что к ученику надо относиться с любовью и доверием, относиться как к партнеру и субъекту развития, перестали быть откровением, хотя и остаются актуальными.

Школы по-прежнему перегружены учебными программами, по-прежнему процветает предметоцентризм, по-прежнему педагоги и ученики остаются заложниками школьного тоталитарного конвейера, который душит свободу и самоопределение.

Но если в советское время эта модель конвейера была понятна и объяснима в силу идеологических и социальных причин, то сегодня она становится просто недопустимой, поскольку главное назначение школы – развитие личности человека, его мышления и душевных качеств – по-прежнему не выполняется и остается лишь декларацией. Конвейерная модель среднего образования является главным тормозом развития сферы образования.

Но ряд школ, которые можно назвать элитными, завоевали (именно завоевали) право работать по своим программам, по своим особым траекториям. Таким школам должна быть вменена социальная задача, поставлен государственный заказ – готовить лучших выпускников для будущей страны. К таким школам относится и лицей № 130.  

Со времен создания лицея академиком М.А.Лаврентьевым были заложены серьезные традиции настоящего элитного российского образования, равняющегося на лучшие отечественные и мировые образцы.

Мы понимаем, что разработка программы дальнейшего развития лицея – это принятие социального вызова, вызова исторического и культурного. Этот вызов заключается в том, что стране нужны люди, обладающие инновационным стратегическим мышлением. Например, в программе Министерства регионального развития указывается, что страна нуждается в целом поколении производителей инноваций разного типа – социальных, экономических, технических, культурных, управленческих. Это объясняется тем, что будущее общество – это общество, производящее инновации. Стране крайне не хватает профессионалов нового типа, ей нужен человеческий капитал, который  будет главным «мотором» развития страны и увеличения ее конкурентоспособности. Имея главный ресурс – человеческий капитал, мы сможем претендовать на роль великой державы. Если же мы не будем иметь новый класс управленцев, новый передовой класс стратегически мыслящей элиты, то никакая нефть нас не спасет.  

В то же время мы можем смело утверждать, что лицей № 130 всегда готовил лучших выпускников, поступавших в самые престижные вузы страны (НГУ, МГУ, МФТИ и другие). Лицеисты ежегодно становятся победителями всероссийских и международных олимпиад и конкурсов. Выпускники 130-ки всегда   демонстрируют активную жизненную позицию и высокий уровень подготовки. Многие из них работают в настоящее время в органах власти, руководителями предприятий, организаций, в зарубежных компаниях.

Поэтому мы берем на себя смелость ставить перед собой амбициозную стратегическую цель, ради которой стоит жить и работать.

Лицей № 130 накопил достаточно богатый опыт инновационного развития и имеет достаточный ресурс для разработки и принятия новой программы на ближайшие три года.  Представленная программа развития является логическим продолжением предыдущих программ. Принимая данную программу развития, мы берем на себя ответственность за ее реализацию, но только будущее покажет, справимся ли мы с поставленной задачей.

 

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ РАЗВИТИЯ

Учитывая вышесказанное и принимая исторические вызовы, мы ставим перед собой стратегическую цель – формирование элиты страны, то есть лучших людей, которые в ближайшем будущем пойдут во власть, в бизнес, в науку, в искусство и будут составлять элиту страны.

Мы различаем при этом понятия элитарности и элитности. Некоторые образовательные учреждения, которые привыкли работать с лучшими, с самыми одаренными детьми, превратились в элитарные школы. То же самое происходит с престижными университетами, которые занимают в рейтингах первые строчки. Мы полагаем, что элитарность сама по себе не является гарантом успешности человека. Мы выступаем  против элитарного подхода. Последний предполагает избирательность в выборе детей и родителей. Мы же работаем со всеми. Наша задача заключается в другом – в формировании элиты страны, то есть людей, являющихся носителями лучших культурных образцов мышления и действия. Именно элита призвана брать на себя ответственность за страну и вести ее дальше к процветанию и могуществу. При таком подходе не может быть избирательности, «квасного» патриотизма и снобизма. 

Поэтому мы под элитным образованием понимаем следующее:

-  постоянную практику работы с образами и сценариями будущего; элита – это та группа людей, которая готова взять на себя ответственность за будущее страны, за ее развитие;

- практику выращивания детей в особых (не тепличных!) условиях; как выращиваются элитные сорта пшеницы, более неприхотливые и морозоустойчивые, так и человеческая элита не может появиться в одночасье, она выращивается в особых образовательных режимах и моделях, адекватных требованиям завтрашнего дня;

- формирование у подрастающего поколения государственного мышления; элита – те представители, кто берет на себя смелость мыслить по-государственному, кто обладает государственным мышлением, то есть способностью мыслить и действовать  масштабно;

  - формирование у детей активной нравственной, основанной на общечеловеческих ценностях  позиции.

 

ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ

Ставя перед собой данную стратегическую цель, мы видим следующие задачи.

1. Выработка и реализация принципов развития, на которых строится деятельность лицея. К таким принципам относятся принципы открытого лицейского пространства, принцип самоопределения, принцип развития и принцип партнерства.

2. Формирование приоритетных направлений деятельности, которые определяют специфику лицея. К таким приоритетным направлениям относятся:

2.1. Развитие многопрофильного образования.

Социокультурный потенциал Академгородка, традиции подготовки выпускников лицея для поступления в НГУ и в лучшие вузы страны диктуют необходимость сохранения и усиления многопрофильного обучения, предпрофессиональной подготовки.

2.2. Развитие разных практик исследовательской деятельности и включение их в практику образования.

Исследовательская деятельность учащихся и педагогов – неотъемлемая часть образовательного процесса. Первые навыки исследовательской работы приобретаются уже в начальной школе. Изучение истории своей семьи, истории своей улицы, истории своей школы и т.д. позволяет освоить технологию постановки цели и задач исследования, составить план работы. В среднем и старшем звене происходит качественное изменение в практике исследовательской деятельности за счет сотрудничества учащихся и ученых.

2.3. Формирование проектной культуры у педагогов и учеников и включение проектной деятельности в образовательный процесс.

Проектирование является той деятельностью, которая и формирует собственно новое мышление, мышление инноваторов. Практику проектной работы необходимо запускать как на уроках, так и в лабораториях, в исследовательской деятельности, в летних школах. 

2.4. Разработка и внедрение в образовательную практику компетентностного подхода.

В современной ситуации открытого развивающегося мира мы все больше сталкиваемся с необходимостью переходить от знаниевого подхода к подходу, на основании которого эффективность обучения оценивается с точки зрения компетенций, которые получает обучаемый и которые он демонстрирует. От степени зрелости и развитости компетенций зависит конкурентоспособность обучаемого на рынке труда.

3. Построение базовой лицейской образовательной модели, которая является несущей конструкцией всей    деятельности лицея. Это модель образовательного универсума с рядом уровней развития лицеистов.

4. Формирование управленческой структуры, которая призвана обеспечить реализацию поставленных целей, задач, реализацию базовой лицейской модели и основных заявленных принципов. Создание интегративной управленческой модели, в которой с разными функциями, но на равных правах участвуют и педагоги, и администрация, и ученики, и родители, и партнеры со стороны власти, бизнеса, науки и высшей школы. 

5. Сохранение и приумножение традиций лицея.

Необходимо сохранять и приумножать традиции, заложенные при создании лицея академиком М.А.Лаврентьевым, поддерживать дух лицейского братства, формировать в лицеистах нравственные человеческие качества, делающие их представители российской элиты, несущей ответственность за судьбы страны и города, в котором они живут. 

 

Таким образом, выпускник лицея, обладающий основами научных знаний, имеющий навыки исследовательской деятельности, проектной работы, сохраняющий традиции лицеистской чести, ответственно подходящий к делу и подготовленный к профильному образованию и профессиональному обучению, способный поступить в элитный вуз, – и есть тот будущий представитель отечественной элиты, призванной в ближайшем будущем управлять страной.

 

ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ

Для управления процессом развития необходимо установить принципы, которые при их принятии и неукоснительном исполнении становятся регулятивами, с помощью которых осуществляется управление процессом развития. Поэтому важно знать и понимать ряд базовых принципов, которые принимаются в лицее. Мы принимаем следующие регулятивные принципы.

Принцип открытого лицейского пространства. Этот принцип является самым объемным и всеобщим. Он включает в себя все остальные и их предполагает. Этот принцип заключается в формировании открытого пространства для каждого, кто туда входит, – лицеистов, родителей, педагогов, тренеров, консультантов, партнеров, представителей вузов, науки и бизнеса. Любой участник взаимодействия, входящий в партнерские отношения с лицеем, становится полноправным субъектом публичного обсуждения и принятия решений по развитию лицея. Этот принцип должен выполняться неукоснительно и обеспечиваться соответствующими процедурами, нормами и традициями.

Принцип самоопределения. Только в таком открытом лицейском пространстве можно не только декларировать и обсуждать, но и реально запускать процесс самоопределения каждого участника, не только лицеиста, но и педагога, и управленца. Этот принцип предполагает активный, сознательный и ответственный выбор своих целей развития, предъявление своей позиции и ее открытое отстаивание, где бы то ни было. Этот принцип обязательно предполагает личную ответственность за свои слова и действия. Он предполагает самостоятельное принятие решения и предъявление этой ответственности к другим. 

Принцип развития. Любой грамотный управленец знает, что проблемы и цели рождаются лишь в режиме развития. Они не могут появиться в одночасье и упасть сверху. Именно в режиме развития можно обсуждать амбициозные цели. Если нет режима развития, то и целей нет, а есть трудности, хлопоты и каждодневные заботы. Поэтому мы заявляем нашу амбициозную цель формирования элиты, решаясь на то, что одним из ценностных принципов, удерживающих нашу работу, будет принцип развития. Этот принцип является следствием предыдущего принципа самоопределения. 

Принцип партнерства. Это принцип является естественным продолжением предыдущих принципов. В ситуации взаимной ответственности, открытости и самоопределения участники, независимо от возраста, компетенции, рода занятий, становятся партнерами по общему делу. Это принцип предполагает обязательное уважением к правам личности, неукоснительное соблюдение личностной автономии и права человека на ошибку. Нельзя хватать человека за руку, ловить на слове и подглядывать за его действиями. В открытом пространстве все люди имеют презумпцию осмысленного, сознательного и ответственного действия.  

 

ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ И ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ

Исходя из заявленных стратегических целей и задач, приоритетных направлений   и принципов, мы осуществляем ведение прорывных инновационных образовательных программ, которые выступают локомотивами развития деятельности лицея. Эти программы являются приоритетными направлениями развития, которые по мере своей реализации будут обозначать достижение поставленных задач и движение к стратегической цели.

Под инновационными программами мы понимаем те направления деятельности, которые осуществляют сдвиг всей образовательной модели от обезличенного школьного конвейера в сторону модели, построенной на принципах открытого лицейского пространства, самоопределения и других, обозначенных выше.

Инновация не может быть отдельно взятой выдумкой на уроке. Она должна менять всю образовательную модель, меняя при этом отношение к ученику и учителю. 

1. Развитие многопрофильного образования

В лицее традиционно работают несколько профилей: физико-математический, гуманитарный, естественнонаучный, информационных технологий. Каждый профиль предполагает определенный тип работ, определенные виды образовательных практик и соответствующее формирование определенного типа мышления. 

Но мы при этом понимаем, что без целостного образования профильное обучение приводит к раннему «профессиональному кретинизму». Поэтому нам важно удерживать всю целостность лицейской образовательной модели, чтобы каждый ученик имел возможность выстраивать индивидуальную образовательную траекторию.

В этой связи мы организовали классы моделирования карьеры, в которых дополнительно к учебным курсам работают мастер-классы, на которых ученики пробуют себя в таких сферах, как журналистика, дебаты, web-дизайн, основы научной работы. Такие учебные практики очень помогают ученикам найти себя, запускают механизм профессионального самоопределения.

2. Развитие разных практик исследовательской деятельности и включение их в практику образования.

Для организации исследовательской деятельности у лицея есть все необходимые ресурсы и опыт. В лицее работает целый ряд лабораторий при кафедрах математики, истории и др. (см. ниже  в ресурсном обеспечении).

Мы считаем, что навыки исследовательской деятельности способствуют именно формированию мышления лицеистов. Занятия исследованиями ставят их в ответственную позицию, приучают лицеистов к кропотливому труду исследователя и аналитика. 

3. Формирование проектной культуры у педагогов и учеников и включение проектной деятельности в образовательный процесс.

Будущее общество, по утверждению ряда аналитиков и экспертов, - это общество производителей инноваций. В нашей стране специалистов по инновациям  стали готовить  недавно, и то – только в области менеджмента. В то же время в ближайшем будущем необходимо подготовить целый класс производителей инноваций в самых разных сферах – экономике, культуре, науке, управлении, образовании.

Именно инновационность становится главным ресурсом развития и критерием конкурентоспособности в современном мире.

Поэтому проектное мышление, практика проектирования, как составная и необходимая часть инновационной деятельности, должна стать постоянной в обучении на всех уровнях образовательной лицейской модели.  

4. Разработка концепции и технологии обучения на основе компетентностного подхода и внедрение его в практику образования.

В высшей школе Евросоюза разработаны модели обучения, в основание которых положены представления о разных уровнях компетенций. Эксперты называют, например, 23 уровня компетенций.

К таким компетенциям относятся, например, способность строить эффективную успешную коммуникацию, умение вести переговоры, вести конструктивную беседу, участвовать в диалогах, диспутах, дискуссиях, делать презентации, владение иностранными языками, компьютерная и информационная грамотность, умение пользоваться Интернетом, умение строить навигатор знаний (искать знания по тому или иному вопросу в поисковых сетевых системах) и т.д.

В практике лицея уже реализуются подобные подходы и оценки компетентностей лицеистов. В лицее разработан примерный вариант таблицы компетентностей. В ней эти уровни обозначены следующим образом.

Выпускник 4 класса владеет: элементами самостоятельной работы по алгоритму, по оценке и самооценке своих учебных действий, умеет работать с книгой и с другими источниками информации, владеет навыками устной и письменной речи, владеет навыками общения.

Выпускник 9 класса: умеет составлять план самостоятельной работы, проводить анализ проделанной работы, умеет добывать информацию, представлять информацию в схемах и графиках, владеет навыками устной и письменной речи, составляет текст  на заданную тему, активно участвует в принятии и выполнении решений в классе.

Выпускник 11 класса: обладает глубокими знаниями, позволяющими учиться в вузе, способен к рефлексии. Самостоятельно работает с книгой и другими источниками информации, умеет творчески выполнять задания, владеет навыками аргументированной речи, навыками публичных выступлений, способен научно излагать текст по какой-либо проблеме, у него сформированы навыки разработки, принятия и выполнения решений в классе и лицее, навыки ведения дискуссии.

Мы полагаем, что эти метапредметные компетенции, которые формируются на разных учебных предметах, необходимы современному человеку. И наши выпускники потому и могут поступать в престижные университеты, что обладают многими названными компетенциями на высоком уровне. Работа над внедрением компетентностного подхода в обучение становится одним из приоритетных направлений в деятельности лицея.

5. Разработка и внедрение в образовательную практику инновационных образовательных технологий.

Без постоянной педагогической мастерской, без разработки новых инструментов, средств и технологий совершенствование учебного процесса невозможно. Под ними мы имеем в виду уже внедряющиеся методы и технологии ведения дискуссий, диспутов, коллективной проектной деятельности, поисковой исследовательской работы на уроке, мастер-классы, мастерские и тренажеры.

Также к инновационным образовательным технологиям относятся такие используемые в лицее технологии, как развитие критического мышления, дебаты, ТРИЗ и другие.

6. Развитие ученического самоуправления.

Без реального и активного включения самих учеников и лицеистов в практику управления лицейской жизнью проблематично говорить о формировании у учеников сознательной позиции, навыков самоопределения и целеполагания. Невозможно говорить о субъектном и партнерском принципах управления. Поэтому необходимо налаживать работу Ученического совета и включать его в целостную интегративную модель управления всем лицеем, придавать легитимный статус Ученическому совету, давать лицеистам право на образовательную инициативу, право на то, чтобы они сами управляли своей лицейской жизнью. Только в таком случае мы можем постепенно преодолевать инфантилизм детей и подростков, патернализм взрослых и государства, которое привыкло относиться к подрастающему поколению не как к партнеру и субъекту, а как к объекту заботы и попечения.  

Данное направление предполагает создание органов самоуправления в классах и в школе (Советы классов, Ученический совет, Совет лицея), выработку правил и норм самоуправления, разработку положений о выборах и об Ученическом совете, организацию процедур выборов  в ученические советы классов и лицея.

7. Сохранение и приумножение традиций. Кодекс Чести Лицеиста.

В свое время в Царскосельском Лицее, который был в истории российского образования фактически единственным примером лицейской модели образования, практиковались незыблемые традиции сохранения и формирования кодекса чести лицеиста. Перед лицеистами были поставлены условия – они становятся «государевыми людьми», должны служить Отечеству верой и правдой, независимо от того, куда выпускник идет, на какую службу. Поэтому, несмотря на то что одни выпускники того Лицея пошли на Сенатскую площадь против режима, а другие стали служить Государю,  третьи, как Пушкин, служили Отечеству и Поэзии - несмотря на это, все они соблюдали кодекс чести.

Необходимо понимать, что в наш прагматичный век никто не снимал с человека ответственности быть Человеком. К тому же, если лицей № 130 берет на себя задачу формирования элиты общества, это налагает двойную ответственность на выпускников лицея.

Мы ставим перед собой задачу формирование такого кодекса, принятие его и выстраивания таких процедур и традиций, которые бы этот кодекс чести лицеиста постоянно поддерживали.

 

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ 

1. Кадровое обеспечение.

Главным ресурсом, который обеспечивает реализацию любой программы и проекта, является человеческий ресурс. Поэтому профессиональная психолого-педагогическая и управленческая компетентность коллектива лицея будет либо главным мотором развития, либо его главным тормозом.

В этом важно понять, есть ли у лицея достаточный кадровый потенциал для реализации заявленной концепции, есть ли у коллектива лицея опыт работы в режиме развития, есть ли опыт осуществления исследовательской и проектной работы. Этот опыт у коллектива есть.

1.1. Опыт исследовательской деятельности. 

Например, исследовательские работы проводятся по направлениям: математика, физика, химия, экология, история, краеведение, психология, обществознание, география и др. Защита исследовательских работ проходит в рамках школьного тура НПК, на заседаниях кружков, клубов. Далее участие в конференциях всех уровней, включая Международные конференции.

Важной формой исследовательской деятельности является работа целого ряда лабораторий. Например, лаборатория кафедры математики «Создание образовательного пространства, для развития математических способностей учащихся». В рамках этой лаборатории проводятся исследовательские работы учащихся, активно действует клуб «Кенгуру», разрабатываются математические КВНы и математические бои между физико-математическими классами разных параллелей. В качестве руководителей исследований по математике охотно с нами сотрудничают ученые Института математики СО РАН, студенты НГУ - наши выпускники. В рамках этой лаборатории осуществляется подготовка и проведение летних математических и физических школ. Педагоги  проводят мастер-классы для учащихся физико-математических классов и для своих коллег. Очень интересной является форма работы, когда смешанные группы выпускников, учащихся и педагогов  находят оптимальные решения сложных задач и защищают свои варианты решений.

Лаборатория кафедры словесности «Развитие литературного творчества учащихся»  объединила педагогов, которые помогают ученикам раскрыть в себе литературные способности. Литературный салон, школьный литературный альманах «Петух», школьная газета «Ага» - это лишь небольшая часть  деятельности, где учащиеся могут проявить себя. Мастер-классы ведут журналисты, писатели, поэты.

Лаборатория кафедры общественных наук «Технология гуманитарных исследований учащихся».

Возглавляет эту лабораторию д. ист. н., сотрудник  ИАЭТ СО РАН Майничева А.Ю. Педагоги совместно с учащимися обсуждают  тематику исследований, курируют исследования учащихся. Такое сотрудничество, безусловно, способствует развитию не только навыков учащихся, но и мастерства педагогов.

 Лаборатория кафедры химии и биологии «Формирование экологической культуры учащихся».

Руководитель к.биол.н. Батурин С.О. Деятельность лаборатории – пример продуктивного сотрудничества ученых Академгородка и педагогов лицея. Экологические экспедиции, обработка материалов, оформление исследований и защита работ стали традиционной формой деятельности большой группы учащихся. В рамках этой лаборатории экологическое образование осуществляется с начальной школы и обязательно сопровождается практической деятельностью учащихся и педагогов

Лаборатория кафедры английского языка «Использование интернет технологий в учебном процессе». Рук. – к.п.н. Коптюг Н.М. Лаборатория занимается поиском и разработкой собственных технологий, способствующих внедрению ИКТ в учебный процесс. Учащиеся лицея успешно осваивают ИКТ и применяют их в международных проектах. Педагоги в рамках данной лаборатории осваивают проектную деятельность, создают свои разработки, используют их на уроках, делятся опытом с  педагогами района и города.

Лаборатория кафедры информатики – «Информационные технологии и развитие творческих способностей учащихся». Рук. – к. ф.-м. н. Касьянова С.Н. 

Данная лаборатория объединяет педагогов, которые ведут программирование и информатику, выпускников лицея и сотрудников НГУ.  Они разрабатывают  и совместно с учащимися осуществляют такие виды деятельности, которые помогают раскрывать творческий потенциал учащихся.   Конкурсы проектов, исследовательская деятельность помогает педагогам и учащимся в режиме сотрудничества находить оригинальные решения по использованию ИТ в учебной деятельности.        

1.2. Повышение психолого-педагогической и управленческой квалификации.

Повышение профессионального мастерства педагогов осуществляется благодаря посещению курсов, организованных авторами учебных пособий, известных в педагогике мастеров (из г.Москвы, Томска и др.).

Повышению квалификации, безусловно, способствует осмысление и обобщение собственного опыта педагогов и представление его в печати. Ежегодно более 20 педагогов публикуют свои разработки, методические и дидактические материалы на разные темы.

Учителя повышают свою квалификацию и в рамках программы «Интел», которая реализуется  на базе лицейского интернет-кабинета. Методика проектной деятельности сразу же используется педагогами в работе с учащимися.

Мастерство педагогов повышается и в результате подготовки и участия в работе летних школ: физиков, математиков, экологов, гуманитариев.

2. Психологическое обеспечение

Мы понимаем под психологическим обеспечением развития лицея не просто работу психолога как профессионала, осуществляющего терапевтическую помощь, психокоррекцию развития, снятие стрессов и конфликтов, консультации педагогов, нам важно создавать такой климат в лицее, такую атмосферу сотрудничества и творчества, которая сама выполняет функцию психокоррекции и терапии. В этом плане психология должна становиться не уделом отдельно взятых профессионалов, а сферой деятельности всего коллектива. 

Для создания такой атмосферы у психологической службы лицея есть все ресурсы, богатый опыт и высокий профессионализм.

Главная цель деятельности психологической службы лицея – создание такой системы психолого-педагогического сопровождения школьников, которая наиболее полно способствует успешному обучению и развитию интеллектуального и творческого потенциала детей.

Благодаря системе отслеживания психологического здоровья учащихся можно заключить, что в целом психологическое состояние учеников лицея можно охарактеризовать как стабильное, у большинства наблюдается интерес к учёбе, творчеству, коллективной деятельности. Дети отличаются активностью, целеустремлённостью.

В рамках сотрудничества с факультетом психологии НГУ лицей взял курс на личностно-ориентированную педагогику.  В настоящее время совместно с учителями разрабатывается программа  внедрения системы тренинговых занятий, открывающих  путь к методам индивидуального подхода в обучении детей с разными каналами восприятия информации, что повысит   качество образовательного процесса и сделает более комфортным психологический климат для всех участников образовательного процесса.

Психологическая служба работает в тесном контакте с социальным педагогом, так как поведение и учеба ребенка в большой степени зависят от обстановки в семье. На основании обследований семей были составлены социальные паспорта классов и социальный паспорт  лицея.

3. Материально-техническое и финансовое обеспечение.

Материально-техническая база лицея позволяет ставить амбициозные цели. Классы, библиотека, лаборатории оснащены учебным оборудованием и оргтехникой, позволяющей выстраивать новые образовательные практики и технологии. Лицей построил такие партнерские отношения с общественностью, что за счет создания  и деятельности благотворительного фонда лицей может выполнять различные целевые программы и проекты. В лицее работает система внутренних грантов, поддержки инициатив лицеистов и родителей. Коллектив лицея активно участвует в различных конкурсах и программах, получает гранты и целевые субсидии на поддержку социально значимых педагогических проектов и инициатив. За счет этой разносторонней финансовой и материальной поддержки программа развития выглядит вполне реальной и долгосрочной.

4. Организационно-управленческое и партнерское обеспечение.

Задачи, связанные с развитием лицея, невозможно ставить в отдельно взятом учреждении. Без изменения социальной среды, без выстраивания стратегического партнерства и образовательных коалиций невозможно двигаться к стратегической цели формирования элиты. У лицея есть давние прочные связи с НГУ, СО РАН, с различными бизнес-компаниями и фирмами, которые готовы и дальше выступать стратегическими партнерами лицея.

Мы предполагаем более плотное и конкретное подключение представителей науки и общественности, бизнеса и высшей школы к программам деятельности лицея через постоянную практику общественных слушаний, общественных экспертиз, работу мастер-классов и мастерских, через запуск различных целевых программ развития района и города, через включение лицеистов  и педагогов в эти программы.

В настоящее время разработана новая редакция Устава лицея, в котором заложены новые механизмы управления, предполагающие сочетание принципов единоначалия с демократическим характером принятия решений.  

 

УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ

Для выполнения поставленных задач, для выстраивания модели лицея, удержания приоритетных направлений необходимо осуществлять целенаправленные управленческие действия и выстраивать адекватную управленческую структуру.

В ситуации инновационного развития сама модель управления должна быть инновационной, включать непривычные для образовательного учреждения принципы, выработанные в современном инновационном менеджменте (переход от иерархических структур к матричным и сетевым, командный принцип работы, делегирование полномочий, прозрачность, открытость, отчетность, субсидиарность и др.)

Ниже мы выделили блоки этой управленческой структуры, в которой каждый имеет свой функционал и отвечает за свой участок работы. Но важно, чтобы все управленческие блоки и области дополняли другу друга, включаясь в единое поле практики управления.

Поэтому, кроме функциональной управленческой структуры, необходимы также и специальные процедуры по управлению, которые позволяют всем участникам вступать в управленческий процесс и тем самым достигать поставленных целей и задач и осуществлять принципы развития.

 

 Педагогический

совет

Административный 

совет

Попечительский

совет Фонда

-  разрабатывает основные направления педагогической деятельности;

-   утверждает учебные планы и программы;

- анализирует УВР и вносит свои предложения по ее развитию на Совет лицея;

-   делегирует своих представителей в Совет лицея.

                                       

- осуществляет текущее планирование деятельности;

- осуществляет оперативный анализ деятельности;

-организует выполнение решений педсовета;

- выносит предложения на Совет лицея по развитию учебно-воспитательного процесса; 

- делегирует своих представителей в Совет лицея.

 

 


                

- содействует администрации и Совету лицея в решении финансово-хозяйственных проблем, совершенствовании материально-технической базы;

- выступает инициатором в развитии сотрудничества с другими социальными партнерами;

- организует и проводит конкурсы на внутренние гранты лицея.

 

 

 

 

 

Совет лицея

как орган стратегического управления

- проводит публичные слушания и общественные экспертизы по проектам и программам развития лицея;

- утверждает проекты;

- принимает решения о стратегическом развитии лицея;

- утверждает состав всех советов лицея.

 

 

 

 

 


 

Ученический совет

 

Научно-методический совет

 

Наблюдательный совет

- помогает формировать у учащихся навыки самоорганизации и самоуправления;

- участвует в совершенствовании

учебно-воспитательной и

досуговой деятельности учащихся;

- организует дежурство в классах и лицее;

- делегирует своих представителей в Совет лицея.

- руководит разработкой новых педагогических технологий;

- обобщает, систематизирует и  распространяет передовой педагогический опыт;

- готовит свои предложения в Совет лицея.

 

 

 

 

- аккумулирует и представляет интересы родительской общественности;

- участвует в независимых экспертизах жизнедеятельности лицея;

- вносит предложения в Совет лицея по совершенствованию УВР;

- делегирует своих представителей в Совет лицея.

 

 

 

БАЗОВАЯ ЛИЦЕЙСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ

Для адекватного выполнения поставленных выше задач и принципов развития необходимо выстраивать соответствующую образовательную модель, реализация которой должна строиться на заявленных выше принципах.

Построение базовой лицейской модели является главной инновацией в заявляемой программе развития. Все принципы и приоритеты, технологии и программы могут реально работать только в адекватной образовательной модели.

Принципы открытого пространства и самоопределения не могут быть реализованы на отдельно взятых уроках, на отдельно взятых мастерских. С другой стороны, мы должны сохранять все те лучшие педагогические и образовательные практики и технологии, которые накопил лицей, сохранять и приумножать их.

Именно содержательное разнообразие и богатство этих образовательных практик будет одним из гарантов того, что стратегическая цель и заявленные принципы будут выполняться. И с другой стороны, сама эта модель только тогда и может работать, если выполняются заявленные принципы самоопределения и открытости. 

Поэтому предлагается следующая образовательная лицейская модель, представляющая собой некий образовательный универсум, то есть открытое лицейское пространство для общения и развития. В этой модели каждый лицеист имеет возможность переходить от одного уровня к другому.

 

Уровень учебный

Самый нижний уровень предполагает обязательное освоение учебной программы. На этом уровне критерий успешности – освоение знаний учебной программы. Но если работает только  этот уровень, то школа превращается в конвейер, где нет человека, нет субъекта, нет открытости и нет самоопределения.

 

Уровень тренажерный

Работа на этом уровне будет успешнее, если над ним надстраиваются другие, помогающие освоить учебный материал. Мастерские, мастер-классы, тренажеры, проектные семинары, могут применяться как на уроках, так и вне учебного времени: на летних школах, на самых разных мероприятиях лицея. Эти формы и практики формируют  мышление, работают на самоопределение лицеиста. Эта работа требует особой квалификации и от педагогов. Не каждый учитель, работающий на первом уровне, может работать на втором.

 

Уровень профильный

Далее выделяется третий уровень – профильной подготовки. Все профили, заявленные в лицее, требуют своего обеспечения. Оно заключается в том, что при профильном обучении уже на уроке начинается подготовка лицеиста к будущей профессии. Обучение в профильном классе определяет выбор вуза.

В данном случае речь идет об элитных вузах. Поэтому профильная подготовка нуждается в углубленных программах, в более сложно организованных практиках и оргформах работы. Здесь должны привлекаться уже не просто педагоги лицея, но работники высшей школы, профессора, носители университетского знания, образцов науки, культуры, управления. Работа на этом уровне сопрягается с работой на втором уровне. Именно здесь необходимы мастер-классы, тренажеры и проектные семинары. 

 

Уровень игровой

Далее выше по уровням модели надстраивается уровень лицейских игр-сессий. Они не должны быть частыми. Они проводятся примерно два-три раза в год. В начале, в середине и в конце учебного года. На этих играх собираются лицеисты средних и старших классов и анализируют то, что происходит у них на уроках, на мастерских и тренажерах, в рамках профильного обучения. Учащиеся совместно с педагогами анализируют образовательные практики, предлагают решения по улучшению ситуации. Это игры на максимальное самоопределение, во время которых происходит откровенный разговор. На игре нет носителей образцов и норм. Главным в играх является содержательное обсуждение образовательного процесса и его результатов.

 

 

 

Уровень открытого пространства

Далее надстраивается уровень публичных слушаний и общественных экспертиз. Этот уровень вообще является новым не только для школы, но и для страны в целом. Но именно на нем вырабатывается гражданская позиция, те правовые нормы, те условия и регулятивы, те законы, кодексы и традиции, которые создают необходимое условие для реализации нижних уровней. Здесь работа идет не только и не столько над учебными проблемами, проблемами профильного обучения, сколько над проблемами управления, организационными и правовыми условиями, принципами и регуляторами взаимодействия между всеми, кто входит в открытое лицейское пространство. Именно этот высший уровень и «держит» это пространство. Если его не будет, то участники рискуют провалиться вниз и все их разговоры о кодексе лицеиста останутся декларацией.  

 

Уровни лицейской образовательной модели

   

 


Лифт                                                                                                                 Лифт

воспитания                                                                                                      обучения и

                                                                                                                           развития

         Публичные слушания, общественные экспертизы, защиты

проектов, законов, регулирующих жизнь лицея.

Внешняя норма: социальный заказ, вызов ситуации.

 

 


Лицейские игры-сессии. Коллективное самоопределение и

самопроектирование будущего обучения и образования. 

 

 


Профиль как базовая единица. Профильное обучение.

Формирование готовности к профессиональной деятельности.

Внешняя норма: требования вузов, будущей профессии.

 


Проектные мастерские, лаборатории, мастер-классы, тренажеры.

Формирование проектного, инновационного мышления, навыков и

конкурентоспособных компетентностей.

 


Урок как базовая единица.

Трансляция знания. Развитие базовых способностей. 

Внешняя норма: учебная программа. 

 

 

В данной модели необходимо учитывать также два базовых пространства, в которых осуществляется деятельность лицея – пространство классно-урочной деятельности и пространство внеклассной работы. Они пересекаются как две сферы. Необходимо учитывать не только уровни образовательной модели, но и эти две сферы. На рисунке выше это обозначено как два лифта – лифт  обучения и развития и  лифт воспитания.


ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 

Этап первый. 2005/2006 учебный год.

Этап аналитический, концептуальный, организационный.

 

План деятельности

- Запуск программы. Организация группы стратегического планирования. Разработка концепции.

- Проведение проектного семинара в коллективе.

- Обсуждение программы во всех управленческих структурах – Административном совете, Научно-методическом совете, Педагогическом совете, Ученическом совете, Попечительском совете, Наблюдательном совете.

- Организация и проведение публичных слушаний и общественной экспертизы по запуску программы развития.

- Принятие цели, задач, принципов и направлений деятельности программы. Утверждение программы на Совете лицея.

 

Этап второй. 2006/07 учебный год.

Этап реализации и мониторинга программы.

- Реализация и мониторинг программы.

- Проведение дважды в год публичных слушаний и общественных экспертиз по реализации программы.

- Запуск образовательных игровых сессий. Организация мастер-классов, проектных мастерских и тренажеров.

- Организация мониторинга Программы. Разработка системы показателей по мониторингу и оценке деятельности в рамках Программы. Публикация результатов мониторинга.

 

Этап третий. 2007/08 учебный год.

Этап анализа и мониторинга развития и проектирования на новый период.

- Окончание реализации программы.

- Анализ опыта. Проведение публичных слушаний. Общественная экспертиза отчетов по программе.

- Разработка нового этапа программы развития.

 

Мы рассматриваем данную программу развития как программу запуска процесса развития лицея на новых основаниях и в новой, более сложной модели, соответствующей вызовам и требованиям сегодняшнего дня. Поэтому данная программа – это инфраструктурный проект, с помощью которого запускается организация тех подразделений и тех направлений деятельности, которые формируют и создают новую инновационную образовательную инфраструктуру. Без последней невозможно говорить об устойчивом развитии, о долгосрочных перспективах. При реализации данной программы процесс не прекращается, а приобретает новые более устойчивые качества. Именно поэтому мы предлагаем в данной программе новую образовательную модель, новую управленческую модель и пытаемся увязать их для движения в сторону реализации стратегической цели. 

 


ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Главным результатом деятельности по Программе является построение базовой лицейской модели, в которой выполняются заложенные стратегические принципы и приоритеты.

С окончанием Программы деятельность лицея естественно не заканчивается. Данная Программа рассматривается нами как программа по выстраиванию лицейской модели и соответствующей ей модели управления. При построении модели далее предполагается ее разворачивание и усложнение, углубление и умножение разнообразных образовательных инновационных практик.

Успешно действующая лицейская модель позволит:

·      сформировать у педагогов и учеников представление об образовании как о системе разнообразных практик по развитию;

·      повысить эффективность работы лицея, качество образовательных и воспитательных услуг;

·      усилить влияние лицея, как ресурсного центра, на социокультурную и образовательную среду Академгородка;

·      превратить лицей в активного партнера учреждений образования, науки, бизнеса.

 

МОНИТОРИНГ И ОЦЕНКА ПРОЦЕССА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ

1. В лицее создан информационно-аналитический центр (ИАЦ), в задачи которого входят:

- создание базы данных об учащихся;

- разработка видов и форм мониторинга реализации учебного и образовательного процессов;

- составление аналитических материалов для администрации лицея, для советов лицея.    

Мы полагаем, что работа по мониторингу должна быть постоянной, корректирующей работу лицея. Указанный ИАЦ призван оказывать поддержку в этой работе.

2. В то же время мы понимаем, что мониторинг, то есть отслеживание процесса реализации программы – это функция не только одного ИАЦ. Этим должны заниматься все субъекты управленческой структуры.

Поэтому важно, чтобы работала вся образовательная модель лицея, прорисованная выше. Видами мониторинга в таком случае являются следующие:

- общественные экспертизы, публичные слушания, диспуты и лицейские дебаты,

- защиты проектов развития лицея, классов, проведения тех или иных мероприятий.

Через практику и реализацию этих оргформ все участники привлекаются к процессу коллективного обсуждения и принятия решений,  а также к практике анализа и рефлексии по поводу выполнения этих решений, реализации принятых проектов и программ развития.

Если все участники  лицейской модели – лицеисты, педагоги, партнеры, управленцы – не будут вовлечены в этот процесс коллективного проектирования и анализа реализации принятых решений, то мы никогда не будем знать, что на самом деле происходит. В таком случае мониторинг превратится в узкий вид работы по сбору материалов и предоставлению отчетов администрации лицея.

В этой связи индикаторами-показателями, по которым можно оценивать реализацию Программы, должны быть следующие (мы приводим лишь некоторые из них, считая, что мониторинг и оценки должны быть конкретными и взвешенными).

1. Первый уровень – объемные количественные показатели.

·      число вовлеченных в процесс коллективно принятия решений,

·      число методик и технологий, используемых на уроках и внеклассной деятельности,

·      число педагогов, используемых инновационные техники и технологии,

·      число педагогов, прошедших повышение квалификации по инновационным технологиям,

·      число учеников- победителей на олимпиадах, конкурсах городского, областного, национального, международного уровня.

2. Второй уровень – качественные показатели.

·      степень влияния использования тех или иных технологий и методик на успеваемость,

·      степень реализуемости принятых на лицейских слушаниях и экспертизах решений,

·      эффективность принятых на экспертизах решений, их влияние на атмосферу, климат, успеваемость, здоровье учеников и педагогов.

3. Третий уровень – сравнительные показатели между количественными и качественными индикаторами:

·      коэффициент эффективности деятельности педагогов, прошедших повышение квалификации  (динамика обученных педагогов и повышение успеваемости),

·      коэффициент отношения между лучшими учениками, победителями олимпиад и всеми учениками лицея,

·      коэффициент отношения между выпускниками лицея, поступившими в престижные вузы города и страны, и выпускниками других образовательных учреждений.

 Утверждена Советом лицея 08.12.2005г