Утверждено

29 декабря 2009 года.

Председатель Совета Лицея

Е.П. Золотухин _________

 

Положение о системе оценки качества образования в МБОУ Лицее №130 имени академика М.А.Лаврентьева

 

I.  Общие положения

 

Положение о системе оценки качества образования (СОКО) в лицее разработано в соответствии с:

·                    Федеральной целевой программой развития образования на 2006-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12. 2005 г. № 803;

·                    Постановлением Администрации Новосибирской области «О системе оценки качества образования Новосибирской области» от 31.08.2007 г. № 99-па;

·                    Программой развития МБОУ Лицея №130 имени академика М.А.Лаврентьева;

·                    а также традиционно для российского образования высокими требованиями к уровню обученности учащихся.

Качество образования – это интегральная характеристика деятельности лицея, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личным ожиданиям.

Система оценки качества образования в лицее создается с целью совершенствования механизмов управления качеством образования, а также повышения уровня информированности участников образовательного процесса.

Достижение поставленных целей возможно через решение следующих задач:

·                    Формирование системы критериев способствующих достижению основных целей учебно-воспитательного процесса;

·                    Проведение системного и сравнительного анализа качества образовательных услуг, предоставляемых лицеем;

·                    Определение результативности образовательного процесса, эффективности учебных программ, их соответствия нормам и требованиям стандарта;

·                    Прогнозирование качества образования в лицее;

·                    Оценка уровня образовательных достижений учащихся лицея для итоговой аттестации и продолжения образования на следующей ступени;

·                    Обеспечение условий для самооценки  и самоконтроля всех участников образовательного процесса;

·                    Привлечение общественности к внешней оценке качества образования на всех уровнях.

Принципы функционирования СОКО: гласность, профессионализм, объективность, прозрачность, регулярность, преемственность, подотчетность, интеграция в муниципальную и общероссийскую СОКО.

 


II.                Приоритетные направления деятельности лицея, выделяемые в программе развития лицея и в рамках СОКО

Согласно программе развития лицея на 2009-2012 годы стратегической целью развития лицея является «Формирование культуры личности лицеиста в условиях развивающейся образовательной модели школы».

В соответствие с заявленными в программе развития лицея стратегической целью, задачами и принципами развития; а также с учетом современных стандартов образования, выделяются приоритетные направления деятельности лицея. Выделенные направления позволяют достигать высокого качества образования.

1.                  Реализация целей и принципов развития лицея.

К таким принципам относятся: принцип открытого лицейского пространства, самоопределения, партнерства. Согласно проставленной стратегической цели развития, развитие ядра культуры личности лицеиста осуществляется в процессе образования прежде всего посредством формирования у учащихся системы гуманистических ценностей.

2.                  Реализация образовательных программ.

Лицейская образовательная модель ориентирована на обеспечение высокого качества обученности: приобретенные учащимися в ходе обучения знания, умения и навыки в полной мере соответствуют государственным стандартам образования. Показатель качественной успеваемости учащихся в лицее находится на традиционно высоком уровне.

3.                  Развитие многопрофильного образования.

Социокультурный потенциал Академгородка, традиции подготовки выпускников лицея для поступления в НГУ и в лучшие вузы страны диктуют необходимость сохранения и усиления многопрофильного обучения, предпрофессиональной подготовки. В лицее традиционно работают несколько профилей: физико-математический, гуманитарный, естественнонаучный, социально-правовой.

4.                  Развитие проектной и исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность учащихся и педагогов – неотъемлемая часть образовательного процесса. Первые навыки исследовательской работы приобретаются уже в начальной школе. В среднем и старшем звене происходит качественное изменение в практике исследовательской деятельности за счет сотрудничества учащихся и ученых.

Проектирование является той деятельностью, которая и формирует инновационное мышление. Практику проектной работы необходимо запускать как на уроках, так и в лабораториях, в исследовательской деятельности, в летних школах.

5.                  Развитие технологий компетентностного подхода.

В современной ситуации открытого развивающегося мира мы все больше сталкиваемся с необходимостью переходить от знаниевого подхода к подходу, на основании которого эффективность обучения оценивается с точки зрения компетенций, которые получает обучаемый и которые он демонстрирует. От степени развитости компетенций зависит конкурентоспособность будущего выпускника на рынке труда.

В практике лицея уже реализуются подобные подходы и оценки компетентностей лицеистов. Ключевыми компетенциями в рамках образовательной стратегии лицея выделяются: общекультурная, коммуникативная и информационная компетенции.

6.                  Разработка и внедрение в образовательную практику инновационных образовательных технологий.

Под инновационными технологиями имеются в виду уже внедряющиеся методы и технологии ведения дискуссий, диспутов, коллективной проектной деятельности, поисковой исследовательской работы на уроке, мастер-классы, мастерские и тренажеры. Также к инновационным образовательным технологиям относятся такие используемые в лицее технологии, как гуманитарные исследования, дебаты и другие.

7.                  Совершенствование управленческой структуры лицея.

Данное направление предполагает совершенствование интегративной управленческой модели, в которой с разными функциями, но на равных правах участвуют педагоги, администрация, ученики, родители, представители науки и общественности. Также данное направление предполагает активизацию работы органов самоуправления в классах и в школе (Советы классов, Ученический совет, Совет лицея), выработку правил и норм самоуправления.

8.                  Сохранение и преумножение традиций лицея.

Жизнь лицея – составная часть интеллектуальной, духовной и культурной жизни Академгородка, Новосибирска, России. Традиции и сохраняющийся высокий уровень качества образования способствовали формированию  «130-ки», как школы со своим стилем жизни, своим лицом, вызывают повышенный общественный интерес.

 

III.             Выбор критериев оценки эффективности работы по приоритетным направлениям деятельности лицея

Для каждого из приоритетных направлений деятельности лицея задаются критерии для оценки эффективности работы по каждому направлению.

Приоритеты деятельности

Критерии

1.                  Реализация целей и принципов развития лицея.

1.                  Эффективность работы по формированию гуманистических ценностей учащихся.

2.                  Реализация образовательных программ.

2.                  Академическая успешность обучающихся.

3.                  Психологическая грамотность, создание благоприятной психологически-комфортной среды.

3.                  Развитие многопрофильного образования.

4.                  Вклад в процесс предпрофильной ориентации и профильного обучения.

4.                  Развитие проектной и исследовательской деятельности.

5.                  Достижения учащихся в олимпиадах, конкурсах, НПК, спортивных соревнованиях.

6.                  Вовлечение учащихся в научно-исследовательскую, проектную и другую внеурочную  деятельность.

5.                  Развитие технологий компетентностного подхода.

7.                  Эффективное формирование у учащихся ключевых компетенций: общекультурной и коммуникативной.

6.                  Разработка и внедрение в образовательную практику инновационных образовательных технологий.

8.                  Использование ИКТ и инновационных методик в процессе обучения.

9.                  Использование и совершенствование здоровьесберегающих образовательных технологий

10.              Профессиональное развитие педагога.

7.                  Совершенствование управленческой структуры лицея.

11.              Вклад в развитие управленческой модели лицея.

8.                  Сохранение и преумножение традиций лицея.

12.              Активное участие в культурной и общественной жизни лицея.

 

IV.             Содержание критериев и способы оценки

1.                  Эффективность работы по формированию гуманистических ценностей учащихся.

Содержание критерия: в соответствие с заявленными в программе развития лицея стратегической целью, задачами и принципами развития, работа по формированию гуманистических ценностей учащихся заключается в организации внутрилицейских воспитательных мероприятий соответствующего содержания. Кроме того, подразумевается участие в различных акциях, конкурсах, встречах, выставках и других мероприятиях нравственно-эстетического характера.

Способ оценивания: анализ воспитательных мероприятий, конкурсов и проектов соответствующего содержания; анализ результатов анкетирования учащихся и их родителей, представителей местного сообщества; результаты участия в соответствующих мероприятиях районного и городского уровня.

2.                  Академическая успешность обучающихся.

Содержание критерия: высокий уровень качественной успеваемости (75% и более), соответствие результатов административных контрольных работ четвертным и итоговым отметкам, соответствие годовых и экзаменационных отметок.

Способ оценивания: сопоставление результатов промежуточной, итоговой аттестации и результатов административных контрольных работ, экзаменов, в т.ч. ЕГЭ.

3.                  Психологическая грамотность, создание благоприятной психологически-комфортной среды.

Содержание критерия: благоприятный психологический климат в классе во время уроков и внеурочной деятельности (атмосфера товарищества, взаимопомощи, толерантности), высокий уровень учебной мотивации учащихся.

Способ оценивания: результаты опросов учащихся, их родителей, выпускников, коллег, представителей местного сообщества; диагностический инструментарий школьного психолога.

4.                  Вклад в процесс предпрофильной ориентации и профильного обучения.

Содержание критерия: внедрение элементов пропедевтики и предпрофильной подготовки в начальной и основной школе; разработка и совершенствование концепции профильного обучения; разработка и совершенствование учебных программ профильного обучения, и участие в процессе формирования профильных классов, эффективное внедрение и реализация программ и методик профильного обучения.

Способ оценивания: анализ мероприятий предпрофильной ориентации учащихся, результаты экзаменов учащихся, поступающих в профильные классы; результаты мониторинга заинтересованности учащихся в изучении учебных предметов; результаты формирования профильных классов, показатели абсолютной и качественной успеваемости учащихся профильных классов, результаты административных контрольных работ, аттестационных работ, дифференцированных зачетов, экзаменов, в т.ч. ЕГЭ.

5.                  Достижения учащихся в олимпиадах, конкурсах, НПК, спортивных соревнованиях.

Содержание критерия: достижения (первые и призовые места) учащихся в олимпиадах, конкурсах, спортивных соревнованиях разного уровня (от районного, муниципального до международного).

Способ оценивания: соответствующие документы, дипломы, грамоты, письма.

6.                  Вовлечение учащихся в научно-исследовательскую проектную, и другую внеурочную деятельность.

Содержание критерия: результаты внеурочной деятельности (творческие работы учащихся, участие в конференциях, конкурсах, концертах, спортивных соревнованиях); увеличение количества учащихся (в процентах), принимающих участие в предметных олимпиадах школьного и муниципального уровней; увеличение количества и повышение качества творческих работ учащихся по данному предмету (проектов, исследований и др.); рост мотивации к изучению предмета.

Способ оценивания: Все показатели, кроме последнего, легко подтверждаются соответствующими документами и материалами: учебными журналами, списками участников, грамотами лауреатов, призеров, победителей, творческими работами учащихся. Рост мотивации (интереса) к изучению предмета подтверждаются результатами регулярного анкетирования учащихся и их родителей.

7.                  Эффективное формирование у учащихся ключевых компетенций: общекультурной и коммуникативной.

Содержание критерия: эффективное внедрение и реализация технологий и методик компетентностного подхода.

Способ оценивания: результаты тестирований, направленных на выявление степени развития ключевых компетенций; представление опыта внедрения компетентностного подхода на различных уровнях: проведение мастер-классов, участие (с докладами) в семинарах, совещаниях и конференциях, научно-методические публикации в профессиональных изданиях, на профессиональных интернет-сайтах.

8.                  Использование ИКТ и инновационных методик в процессе обучения.

Содержание критерия: использование ИКТ в процессе обучения предмету; использование проектных, исследовательских и др. инновационных развивающих образовательных технологий в процессе обучения предмету и воспитательной работе.

Способ оценивания: Показатели по данному критерию подтверждаются открытыми учебными занятиями, фотоотчетами и видеозаписями учебных занятий, цифровыми образовательными ресурсами, формами фиксации результатов учебной деятельности учащихся, в т.ч. в цифровом виде (рабочие тетради, проекты, результаты исследований, тестирований и др.), научно-методическими публикациями, профессиональными исследованиями.

9.                  Использование и совершенствование здоровьесберегающих образовательных технологий.

Содержание критерия: разработка, обобщение и распространение системы и методов реализации здоровьесберегающих технологий в лицее; использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения предмету и во внеурочной деятельности; целенаправленная работа по формированию у учащихся основ здорового образа жизни.

Способ оценивания: работа в данном направлении подтверждается открытыми учебными занятиями, отчетами о спортивных и здоровьесберегающих мероприятиях, результатами мед. Осмотров, участием в семинарах, конференциях, мастер-классах, круглых столах соответствующего содержания.

10.              Профессиональное развитие педагога.

Содержание критерия: своевременное прохождение повышения квалификации или профессиональной переподготовки; обучение в аспирантуре или ВУЗе; распространение профессионального опыта: проведение мастер-классов, семинаров, участие в профессиональных конференциях; обобщение профессионального опыта и публикации в профессиональных изданиях, банках педагогической информации, участие в семинарах, конференциях, круглых столах; участие в профессиональных конкурсах различного уровня.

Способ оценивания: Каждый из показателей по данному критерию легко подтверждается соответствующей документацией: удостоверениями, дипломами, справками, открытыми занятиями, программами и материалами семинаров, конференций, совещаний, публикациями в журналах и сборниках, научно-методическими трудами, свидетельствами о результатах участия в профессиональных конкурсах.

11.              Вклад в развитие управленческой модели лицея.

Содержание критерия: вклад в формирование и работу органов школьного самоуправления, вклад в развитие нормативной базы, регламентирующей работу структур управленческой модели лицея.

Способ оценивания: оценка вклада производится на основании протоколов заседаний Совета лицея и других документов, фиксирующих результаты работы органов школьного самоуправления; анализа эффективности внедрения разработанных нормативных документов.

12.              Активное участие в культурной и общественной жизни лицея.

Содержание критерия: Результаты участия в традиционных общешкольных мероприятиях, праздниках, благотворительных акциях, патриотических и других воспитательных мероприятиях.

Способ оценивания: отчеты о проведении общешкольных и классных мероприятий; фото- и видеоотчеты, статьи в школьной газете АГА; результаты опросов общественного мнения.

 

V. Критерии оценки качества работы сотрудников лицея

Основываясь на критериях оценки эффективности деятельности лицея по приоритетным направлениям, выбираются критерии оценки качества работы сотрудников: педагогов, классных руководителей, заместителей директора, психолого-педагогической службы, сотрудников ГПД, технического персонала и МОП. Для упрощения процедуры оценивания качества работы для каждой категории сотрудников выбираются основные, наиболее показательные критерии. По каждому критерию разрабатываются практико-ориентированные показатели, подлежащие оценке.

Категория персонала

Критерий качества работы

Показатели, подлежащие оценке

Педагоги кафедр

Академическая успешность обучающихся

Результаты ЕГЭ, АКР, тестирований

Эффективность работы с неуспевающими

Вклад в процесс предпрофильной ориентации и профильного обучения

Эффективность мероприятий предпрофильной ориентации и профильного обучения

Достижения учащихся в олимпиадах, конкурсах, НПК, спортивных соревнованиях

Достижения учащихся в олимпиадах, конкурсах, НПК, спортивных соревнованиях

Вовлечение учащихся в научно-исследовательскую, проектную и другую внеурочную  деятельность

Результаты внеурочной предметной деятельности

Использование ИКТ и инновационных методик в процессе обучения

Использование ИКТ и инновационных методик в процессе обучения

Профессиональное развитие педагога

Повышение квалификации

Конкурсы, проекты, публикации

Открытые уроки, представление профессионального опыта

Оформление документов

Активное участие в культурной и общественной жизни лицея

Участие в общешкольных мероприятиях

Педагоги начальной школы

Академическая успешность обучающихся

Результаты ЕГЭ, АКР, тестирований

Эффективность работы с неуспевающими

Формирование гуманистических ценностей обучающихся

Поездки, встречи, экскурсии и др.

Достижения учащихся в олимпиадах, конкурсах, НПК, спортивных соревнованиях

Достижения учащихся в олимпиадах, конкурсах, НПК, спортивных соревнованиях

Вовлечение учащихся в научно-исследовательскую, проектную и другую внеурочную  деятельность

Результаты внеурочной предметной деятельности

Использование ИКТ и инновационных методик в процессе обучения

Использование ИКТ и инновационных методик в процессе обучения

Профессиональное развитие педагога

Повышение квалификации

Конкурсы, проекты, публикации

Открытые уроки, представление профессионального опыта

Оформление документов

Активное участие в культурной и общественной жизни лицея

Участие в общешкольных мероприятиях

Классные руководители

Формирование гуманистических ценностей обучающихся

Поездки, встречи, экскурсии и др.

Благотворительная деятельность

Психологическая грамотность, создание благоприятной психологически-комфортной среды

Эффективность работы с родителями

Эффективность работы с неуспевающими и нарушителями

Использование и совершенствование здоровьесберегающих образовательных технологий

Организация горячего питания

Профессиональное развитие педагога

Оформление документов

Конкурсы, проекты, публикации

Открытые мероприятия, представление профессионального опыта

Вклад в развитие управленческой модели лицея

Развитие ученического самоуправления

Работа в МО классных руководителей

Активное участие в культурной и общественной жизни лицея

Участие в общешкольных мероприятиях

Заведующие кафедрами (Методсовет)

Вклад в процесс предпрофильной ориентации и профильного обучения

Эффективность мероприятий предпрофильной ориентации

Развитие профильного обучения

Достижения учащихся в олимпиадах, конкурсах, НПК, спортивных соревнованиях

 

Достижения учащихся в олимпиадах, конкурсах, НПК, спортивных соревнованиях

 

Вовлечение учащихся в научно-исследовательскую, проектную и другую внеурочную  деятельность

Эффективная организация внеурочной предметной деятельности

Психологическая грамотность, создание благоприятной психологически-комфортной среды

Эффективность работы с учащимися и родителями

Эффективность работы с педагогами

Профессиональное развитие педагога

Подготовка педагогов к аттестации

Конкурсы, проекты, публикации

Посещение и анализ уроков

Работа с документами

Активное участие в культурной и общественной жизни лицея

Участие в общешкольных мероприятиях

МОП

(малый обслуживающий персонал)

Психологическая грамотность, создание благоприятной психологически-комфортной среды

Эффективное взаимодействие с педагогами, учащимися, родителями

Использование и совершенствование здоровьесберегающих образовательных технологий

Сохранение и развитие материально-технической базы лицея

Участие в здоровьесберегающих мероприятиях

Профессиональное развитие сотрудника

Повышение профессиональной квалификации

Активное участие в культурной и общественной жизни лицея

Дополнительный объем работ, связанный с участием в общешкольных мероприятиях

УВП

(учебно-вспомогательный персонал)

Формирование гуманистических ценностей обучающихся

Поездки, встречи, экскурсии и др.

Достижения учащихся в олимпиадах, конкурсах, НПК, спортивных соревнованиях

Достижения учащихся в олимпиадах, конкурсах, НПК, спортивных соревнованиях

Психологическая грамотность, создание благоприятной психологически-комфортной среды

Эффективность работы с педагогами, родителями, учащимися

Профессиональное развитие сотрудника

Оформление документов

Конкурсы, проекты, публикации

Открытые мероприятия, представление профессионального опыта

Активное участие в культурной и общественной жизни лицея

Участие в общешкольных мероприятиях

АУП

(административно-управленческий персонал)

Формирование гуманистических ценностей обучающихся

Организация мероприятий по формированию гуманистических ценностей обучающихся

Вклад в процесс предпрофильной ориентации и профильного обучения

Эффективная организация мероприятий предпрофильной ориентации и развитие профильного обучения

Вовлечение учащихся в научно-исследовательскую, проектную и другую внеурочную  деятельность

Эффективная организация внеурочной деятельности учащихся

Психологическая грамотность, создание благоприятной психологически-комфортной среды

Эффективность работы с учащимися и родителями

Эффективность работы с сотрудниками лицея

Профессиональное развитие сотрудника

Повышение профессиональной квалификации

Конкурсы, проекты, публикации

Посещение и анализ уроков и внеурочных мероприятий

Подготовка отчетов, работа с документами

Использование и совершенствование здоровьесберегающих образовательных технологий

 

Сохранение и развитие материально-технической базы лицея

Организация здоровьесберегающих мероприятий

Активное участие в культурной и общественной жизни лицея

Участие в общешкольных мероприятиях