Солодова Ирина

РУССКИЕ СЕВЕРНЫЕ СКАЗКИ
КАК ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК:
ТЕМА ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА

Оглавление:

Введение
Глава 1. Природа в сказках
Глава 2. Человек в сказках
Заключение
Список литературы

Введение

Общепризнанно, что произведения фольклора могут служить ценным этнографическим источником, но к сожалению, в этом качестве их используют редко. Актуальность своей работы я связываю с тем, что в настоящее время необходимо более полно использовать различные источники для исследования культуры народов, чтобы составить достоверную и яркую картину быта, обычаев, мировоззрения и извлечь полезные уроки для современных людей. Сейчас остро встала проблема взаимоотношения природы и человека. Отсюда и желание разобраться, как в традиционном обществе человек уживался в мире природы, как воспринимал ее. Другой важной и вечной проблемой является взаимоотношения людей и, в том числе, какую роль играют женщины в жизни сообщества. Поэтому необходимо как можно более подробно изучать жизнь женщины, ее права и обязанности. Именно поэтому значительную часть своего исследования я посвятила этой проблеме.

В своей работе я хотела бы показать, каким образом повседневная жизнь русских на Севере показана в сказках XIX в., то есть попытаться использовать их в качестве этнографического источника для раскрытия темы природы и человека. В этом я вижу цель исследования. Избранная тема очень обширна, поэтому в данной работе пришлось ограничиться лишь некоторыми задачами, а именно: 

  1. определить влияние места жительства рассказчика на содержание сказки; 
  2. выявить, как в сказках представлена тема человека, т.е. установить как показаны отношения к человеку, как представителю власти, к человеку в повседневной жизни, к мужчине и к женщине, а также определить, какую роль в сказке играет личность самого рассказчика.
Конечно, на сегодняшний день культура Русского Севера исследована достаточно хорошо, имеется большое количество различных материалов по материальной и духовной культуре (например, работы С.В. Беляева, К.К. Логинова, А.В. Ополовникова, В.П. Орфинского и др.). Новизной работы является то, что я один из первых исследователей, кто рассматривает русские северные сказки как этнографический источник. Сказки, с которыми я работала, были записаны в Архангельской и Олонецкой губерниях в конце XIX века. Собирал их Н. Е. Ончуков, по приказу Сказочной комиссии РГО – Русского географического общества. Свою задачу РГО сформулировало так: "Привести в известность все вообще русские сказки, хранящиеся в сокровищнице народной памяти". Однако по окончанию экспедиции не было проведено практически никакого анализа текстов сказок. Поэтому данная работа впервые предлагает исследование их в аспекте темы природы и человека. Практическая значимость работы состоит в том, что она может быть использована на занятиях исторических, этнографических, фольклорных и литературных кружков, при составлении учебных курсов по фольклору и этнографии славян.

Глава 1. Природа в сказках.

В те времена, когда записывались рассматриваемые в этой работе сказки, Русский Север, особенно зимой, был практически отрезан от остальной России. Да и летом сообщение с "большим миром" происходило крайне редко. Это было обусловлено, во-первых, удаленностью от культурных и экономических центров, во-вторых, отсутствием налаженного транспортного сообщения по суше, например, железных дорог. Немало трудностей в путешествиях было связано с ежегодной межсезонной распутицей. Морское сообщение было возможно только летом, да и то, три-четыре раза за сезон. Именно поэтому, на Севере, дольше, чем в центральной России, сохранялись своя самобытная культура, старообрядчество, свой собственный уклад хозяйства. 
Но это общие черты, а теперь хотелось бы поподробнее рассмотреть каждую область. Начну с Печоры. Печорский уезд находился более, чем за 800 верст от столицы. Главный промысел жителей – рыбная ловля, непродуктивное землепашество и ловля зверя. Рыбу и мех скупщики увозили в столицы (так жители добывали себе деньги). На момент собрания сказок в Печорском крае еще сохранились былины, совершались старинные обряды, а грамотные люди, в основном старообрядцы, читали рукописи ХVII и ХVIII веков.
 
Конечно, такой уклад жизни не мог не отразиться на сказках. Что сразу можно заметить, так это постоянное присутствие в тексте описаний леса, моря, рек и озер. Герои сказок плавают по морю. Спускаются на дно морское, думают о той жизни, что за морем. В море спускают людей в бочках. Даже в простых скороговорках и небылицах присутствуют река и море. Так, например, в одной прибаутке говорится, что "за морем скот дешев, быков меняют на оводов, мух на телят, телят на комаров". Такое же отражение в сказках нашли и промыслы – рыбная и звериная ловля. Как пример, можно привести отрывки из сказок: "мужик стоит в воде, бородой ез заездил, ртом рыбу хватает", "Горчев задумал ехать по синему морю, стрелять гусей и лебедей".
 
Далее я хотела бы перейти к описанию Олонецкой губернии. Климат там мягче, плотность населения выше, достаточно широко распространено земледелие, рыбы меньше. Отсюда следует и преобладание лесного промысла - рубка и сплав леса - над промыслами зверя. Помимо этого большая часть населения ездила в Петербург на заработки. Почти в каждой семье был кто-нибудь, живущий в северной столице. В общем, можно отметить, что Олонецкая губерния находилась ближе к Петербургу, была более "цивилизованной" нежели Архангельская. Это отразилось и на сказках. В Олонецких сказках Петербург фигурирует постоянно. Знают олончане и близлежащие к столице города: "бурлак живет в Риге и женится там", "вор Мамыка ворует в Петербурге и обманывает царя в Царском селе", "жена жила в деревне без мужа, а муж жил в Питере, она и вздумала изменить мужу".Но в других отношениях сказки Олонецкого края имеют много общего со сказками Печорского. Леса, реки, озера, море описываются в сказках обоих краев.
 
Итак, природа и географические особенности представлены в сказках с большой достоверностью и показывают особенности места жительства рассказчиков. Большое внимание уделяется этнографическим подробностям и условиям жизни.

Глава 2. Человек в сказках.

В этой главе я хотела бы остановиться на отношении к человеку в сказках: как рассказчик относится к своему герою и как влияет на повествование. В частности, хотелось бы рассмотреть женские и мужские сказки.
 
Вначале остановимся на теме, которую одинаково освещают и сказочники, и сказочницы. Это отношение к царю. У пустозеров, потомков московских служилых людей, поклонение царю ярко выражено. Устьцылемская волость же населена потомками вольнолюбивых новгородцев, что, конечно, нашло отражение в сказках. Примечательно, что царь фигурирует как обычное лицо, часто о нем говорят с неуважением, абсолютно без поклонения и лести. Например, у А.В. Чупрова из селенья на Низовой Печоре сказано в одной сказке про Царя – чернокнижника: "Этим царям што дурно, то и потешно". В другой сказке на вопрос: "Разве государь дик?", герой отвечает: "А как государь не дик? У бояр полны погреба денег лежат, да все их жалует, а у бедного, у нужняго с зубов кожу дерет, да все подать берет". В другой сказке – вор бьет царя по косице. И есть еще множество других примеров, свидетельствующих о неуважительном отношении к царю простого народа.
 
В мире сказок нет четкого выделения полностью женских. Исключение составляют лишь чисто детские или сказки из животного мира. Но, рассказывая всякую сказку, женщина невольно отображает в ней свой собственный быт, свои интересы, то, что ее окружает. Рассказывая сказку, женщина всегда с любовью опишет хорошо знакомые ей обряды, обычаи. Фактически, элементы быта присутствуют во всех сказках, рассказанных женщинами. Примечательно, но сказочницы не ставят перед собой цель описать жизнь женщины; это получается у них само собой, естественно. Описываемая в сказках жизнь, начинается с пеленок и заканчивается смертью. Хотя иногда продолжается и в царстве мертвых. Например, в одной из сказок, после смерти старушка приходит к своей подруге.
 
Вот наиболее яркие моменты жизни женщины, встречающиеся в сказках: девичество, свадьба, жизнь после свадьбы, измена или верность мужу, возможные препятствия, чинимые нечистой силы.
 
Итак, девичество. Этот период жизни весьма не продолжителен, так как девушки очень рано выходили замуж. Но, несмотря на это, девичество всегда описывалось как самое светлое и радостное время. Например, сказочница Воронина описывает дружбу двух девушек, Анюшки и Варушки. Конечно, как и в любой сказке здесь присутствует элемент невероятности и волшебства. Но если его отбросить, то получается очень реальная картина. В другой сказке описывается вечеринка девок в избе у старика. Для угощения девушки придумали сделать "складыню", - особое блюдо из овцы. По совету старика, они забираются в хлев к соседу, уносят и свежуют его овцу.
 
Мысли о свадьбе занимали девушек и их матерей с раннего возраста. И свадьба, действительно, является ключевым событием в жизни женщины. К нему всегда долго и тщательно готовились. Не удивительно, что элементы свадьбы присутствует почти в каждой сказке, хотя и в различных вариантах. Как можно увидеть из сказок, предшествующие свадьбе и последующие за ней события описываются очень конкретно. Например, сказочница Марья Павловна в своей сказке "Насмешки", рассказывает историю парня с девкой, которые обсыпали друг друга насмешками, но закончилось это все же свадьбой. Есть история о крещенском гадании, когда к девушке приходит ее будущий муж.
 
В сказках описываются и гаданья, и девичьи игры, и смерть жениха, и побег с мужем от родителей, и проклятия, и связь с нечистой силой. Например, сказочница Дементьева рассказывает о том, как старуха Савиха три года прожила у лешего, являясь нянькой его ребенку. Еще одна сказка описывает историю старухи, которая даже приняла роды у лешего.
 
Несмотря на всю кажущуюся невероятность, сказки, все же отображают действительность, и поэтому сказок с препятствиями, преградами для жены, гораздо больше, чем просто волшебных сказок. И в жизни часто встречается множество препятствий тому, чтобы жене достигнуть счастливой жизни с мужем. Такие сказки, конечно, относятся к разряду бытовых. В них девушка, только что вышедшая замуж, терпит множество страданий то от родных мужа, то от посторонних людей, то от разных темных сил и злых духов.
 
Сказок со счастливым концом, с благополучным исходом не так уж много. Женщины рассказывают их с заметным удовольствием, как бы отводят на них душу.
 
Выделяются сказки про верных и хитрых жен, которые хотят кормить мужей своими трудами. Действие в таких сказках разворачивается следующим образом: верной жене разные люди делают непристойные предложения, а она, отказываясь, приносит пользу мужу. Например, в сказке Екатерины Васильевны, красавице-жене плотника поп и купец делают предложения. Она же зазывает их в избу и делает так, чтобы их увидел муж, и тем самым ставит попа и купца в позорное положение. В результате они платят плотнику деньги.
 
Но еще больше рассказывают сказочницы, а в особенности сказочники, про жен неверных, злых и неблагодарных. Такие сказки гораздо многочисленнее сказок о верных женах, что указывает на легкое отношение к браку. Но взгляд на измену жены, разумеется, различен, в зависимости от того, кто рассказывает сказку. Сказочницы, в большинстве своем, смотрят на измену жены снисходительно, иронически, высмеивая простоватого мужа, и только иногда эту измену осуждают. Сказочник, рассказывая про измену жены, всегда осуждает ее, досадует и негодует. Правда, рассказчик иногда насмехается над глупым мужем- стариком, у которого молодая жена или над жадными попами. Но как уже было сказано, на измену хорошему, серьезному мужу, сказитель смотрит строго, и есть ряд сказок, в которых эта измена строго наказывается.
 
Хорошими сказочниками сказки рассказываются по-разному, сообразно их содержанию. Собиратели сказок сообщают, что серьезная сказка рассказывается с соблюдением обрядности, по правилам; бытовая - обыкновенным разговорным языком; прибасеночка - шутливо и, зачастую, скороговоркой.
 
Рассказчики вкладывали особый смысл в то, как рассказывают сказку. Они сопереживали героям, что, конечно же нашло отражение в манере рассказа. Например, по наблюдениям собирателей, Г. И. Чупров сказку про "Лисицу, Петуха и Журавля" отбарабанил, как дьячок на клиросе и в этом видел свое главное мастерство, а слушатели покатывались со смеху. Есть сказки с пением, например, "Сестра - убийца", и рассказчица Матрена Андреевна пропела стихи очень жалобно, точно вкладывая в них душу.
 
Иногда сказки изображаются, то есть рассказчики подделываются под героев, под их движения, интонации. Например, Н. М. Дементьева в сказке "Безграмотная Деревня" возгласы попа и дьякона спела, подражая церковным мотивам, а слова дьячка - мотивам веселой песни. Так же поступали и другие сказочники.
 
Еще Гильфердинг признавал большое влияние личности певца былин на их содержание. Он утверждал, что "Все былины, какие поет один и тот же сказитель, имеют много сходных и тождественных мест, хотя бы и не имели ничего общего по содержанию". И после него большинство исследователей склоняются именно к этой мысли. Во время экспедиций РГО и былины, и духовные стихи, и сказки, и комедии, и песни записывались у одних и тех же людей. Очень интересно наблюдать за мотивами и приемами, свойственными каждому рассказчику во всех его сказаниях. Хотя выбор тех или иных песен зависит от вкуса и характера рассказчика, сказочник запоминает из всего, что слышал то, что западает ему в душу, поражает его воображение. Поэтому важно распределение сказок не по сюжетам, где в общей массе теряется что-то свойственное только одному сказочнику, а по сказочникам. Вот почему составители сборника разбили все сказки не по сюжетам, а по авторам.
 
Множество сказителей рассказывают веселые, юмористические сказки, но причины этого веселья могут быть разными. Можно привести следующие примеры, основанные на впечатлениях от сказок, которые записывал Н. Е. Ончуков. Сказки Г.И. Чупрова полны веселья от того, что он сам здоров, благополучен, юмористичен и видит смешные стороны в людях. У Шишолова и Дементьевой тоже веселые сказки. Но для них эта веселость играет роль забвения в тусклой, неудавшейся жизни; это смех сквозь слезы. Другой сказитель - Алексей Васильевич Чупров, всегда серьезен. Он знает былины Владимирова цикла и эпические сказки. Рассказывает, строго соблюдая "обрядность" склада. А.В. Чупров знал всего одну бытовую сказку и рассказывал ее очень серьезно и немного сурово, хотя это была веселая сказка.
 
Итак, можно сделать вывод - особенности сказки и ее выбор зависят от характера и личности рассказчика. В сказках часто показаны основные, этапные моменты жизни женщин - девичество, замужество, кончина. В них можно найти множество подробностей быта, обрядности, верований. Ярко проявилось понимание власти через отношение к царю, в зависимости от происхождения сказочников. Очень распространены и по-разному осмыслены мотивы взаимоотношений в семье, например, мужа и жены.

Заключение

Сегодня очень злободневен вопрос о национальном наследии России. Проводится множество исследований, изучающих старинные материалы о различных сторонах жизни русского народа. Прекрасным этнографическим источником являются сказки, в которых наряду с нереальными, фантастическими элементами подробно и достоверно изображался быт, традиции, устои и каноны жизни. И так как быт современных людей сильно изменился, то эти сказки представляют особенный интерес, они позволяют понять мысли и поступки людей прошлого.
 
Проведя анализ русских северных сказках, мы видим, что в события в них обычно привязаны к конкретной местности, к четко определенным обстоятельствам повседневной жизни людей. В сказках в полной мере отражаются верования, правила поведения, моральные нормы людей Русского Севера. Можно безошибочно верно указать на личностно и общественно значимые периоды жизни человека - им уделено особое внимание рассказчиков. Все это особенно ценно для этнографии. Поскольку тема природы и человека в сказках не исчерпывается представленными в этой работе, можно предложить дальнейшие исследования, рассматривая русские сказки Севера как бесценный этнографический источник. Фольклор Русского Севера - наше национальное наследие, требующее полного и постоянного изучения. 

Список литературы:

  1. Беляев С.В. Ялгубский приход//Олонецкие губернские ведомости, 1890. № 32-35, 49-51.
  2. Лукин П. Старообрядчество XVIII-XIX вв.//Энциклопедия для детей. М.: Аванта+, 1997.
  3. Логинов К.К. Материальная культура и производственно-бытовая магия русских Заонежья. СПб., 1993.
  4. Ончуков Н.Е. Северные сказки. СПб.: Тропа Троянова, 1998.
  5. Ополовников А.В. Сокровища Русского Севера. М., 1989.
  6. Орфинский В.П. Особенности деревянного культового зодчества Карелии. Петрозаводск, 1989.