Первая очередь Академгородка была закончена в 1962 – 1963 годах. От строителей был получен красивый, удобный и компактный город, с главной красотой – лесом, раскинувшимся и вокруг, и внутри города. Строители жаловались, что деревья им мешают, но были запрещены даже полные повороты башенных кранов, чтобы не повредить деревья. Некоторые улицы прокладывались в обход рощ, а пешеходные тропинки в лесу посыпались песком и гравием только после того, как жители «голосовали ногами» за оптимальные маршруты. Кроме того, масса деревьев, кустарников, цветов были высажены вдоль улиц и вокруг институтов.
Удобства, по замыслу проектантов, должна была обеспечить компоновка Городка по микрорайонам и кварталам, внутри которых размещались магазины, детские сады, школы. Академгородок первым в Союзе строился по принципу микрорайонов, поэтому вокруг этого было много дискуссий. Окончились они в пользу Академгородка – его архитекторы-планировщики были отмечены Государственной премией РСФСР по архитектуре, проект Академгородка экспонировался на многих зарубежных выставках.
В первые же годы, когда еще не все институты имели свои здания, были
построены сначала кинотеатр, а затем Дом Ученых. Не жалелось средств на
детские учреждения (ФМШ, КЮТ). Пришлось дважды обращаться к министру культуры,
чтобы получить концертный рояль экстракласса (иначе выдающиеся пианисты
отказывались выступать). Другой раз Сибирское отделение оплатило специальный
рейс самолета, чтобы привезти из Риги картины Николая Рериха. Вроде бы
это и не касалось науки, но жители Академгородка и Новосибирска смогли
свободно увидеть ту самую выставку, на которую москвичи и рижане часами
стояли в очереди.
Тон культурной жизни Академгородка с первых лет задали ученые старшего
поколения. На домашних вечерах у И.Н. Векуа часто пела солистка Оперного
театра В. Мясникова, в доме А.А. Ляпунова играла пианистка В.А. Лотар-Шевченко,
по приглашению Л.В. Касторовича в Городок приезжал А. Райкин, гостем П.Я.
Кочиной был поэт А. Вознесенский.
Позже центр тяжести культурной жизни переместился в Дом культуры, Дом ученых, в молодежные клубы.
Академгородок на 80% состоял из молодых людей в возрасте между 18 и 35 годами. Конечно, они ходили в кино, на концерты и спектакли, но этого было мало. На одном комсомольском собрании кто-то предложил открыть свое молодежное кафе. Строить под кафе специальное здание – дело долгое, а воплотить идею нужно было быстро. Решили воспользоваться столовой Института гидродинамики.
Небольшое 2-хэтажное здание стояло (и стоит) между жилой и институтской частью Академгородка, в очень удобном месте. Собрались местные художники, чтобы обсудить и разработать интерьер молодежного кафе. Остановились на русском стиле, - стены и потолок решили обшить деревом и украсить резьбой и кованым железом. За рекордно короткие сроки все было сделано. Снаружи дом остался прежним, только под входом горела неоновая вывеска: Кафе «Под интегралом». А внутри было очень красиво и уютно. Кругом все отделано лакированным деревом, полумрак, только горят несколько цветных фонарей. В дальнем конце зала – эстрада для оркестра и танцплощадка перед ней. Скоро у этажей появились названия: первый этаж – знаменатель, а второй – числитель.
«Интеграл» стал созведием клубов по интересам, предоставляя свою площадку всем, кто горел идеей организовать что-либо стоящее. В программах «Интеграла» просматриваются новации, которые стали возможными только сегодня, а были своевременны уже тогда. Первые фестивали авторской песни. Представления самодеятельных театральных студий. Конкурсы вечно опальных бальных танцев (что только не запрещалось!). вернисажы маститых и любителей (с распродажей картин). Политклуб дерзал обсуждать внутренние дела, магазин-клуб «Гренада» – вмешиваться в литературный процесс посредством присуждения ежегодных премий «Интеграла» (братьям Стругацким, например).
Именно в это время бушевали знаменитые страсти, рожденные спором между
«физиками» и «лириками» – кто главнее, чье это время было – научно-технического
прогресса или романтики.
В кафе часто устраивались и беседы «по интересам», и научно-популярные
и политические информации, и обсуждались актуальные задачи литературы и
искусства, моральных и этических вопросов. Все это не оставляло молодых
равнодушными.
Каждый пришедший в кафе мог обратиться к залу – через микрофон. Условие
одно: он должен быть готов к тому, что его будут не только слушать, но
и не соглашаться с ним, полемизировать, отстаивать свои взгляды. Пожалуйста:
читай стихи, но готовься выслушать их критику
В размахе этой деятельности, в энтузиазме, которым она питалась, было
немало романтики, характерной для того времени. Будущее представлялось
только лучшим, а в Академгородке и вовсе – прекрасным… Задачи клуба: обеспечить
свободный обмен знаниями и опытом, содействовать взаимопониманию, содружеству
и сотрудничеству, способствовать возникновению и прогрессивному развитию
различных любительских клубов (об этом написано подробнее в уставе «Интеграла»,
который дается в приложении).
К 8 марта готовились особенно тщательно. Каждый год в этот день выбиралась Мисс Интеграл и ее первые производные. Но и в обычные «кабачковые» дни как магнитом притягивали молодежь со всего миллионного города. Но уж если попал в клуб, то… свобода! Свобода пересаживаться, сдвигать столики, как заблагорассудится, брататься с друзьями, целоваться с любимыми, одеваться кто во что горазд и танцевать как вздумается. И под ту музыку, какая модна, а не признана.
Нельзя сказать, что интегральцы не предчувствовали перемен к худшему. «Интеграл» был социальным барометром той социальной среды, которая их окружала, и задолго до всех событий он беспристрастно свидетельствовал: она не созрела для организованного протеста, тем более для сопротивления.
8 марта 1968 года состоялось открытие фестиваля, посвященного десятилетия Академгородка и пятилетнему юбилею клуба, что не помешало, впрочеи, объявить впоследствии с высоких трибун все эти совпадения не случайными, а закономерными – одновременность студенческих волнений, вспыхнувших в Варшаве и списанных на происки сионистов. Но это случится через месяц-другой. А пока прослушивали на пробном концерте всех участников фестиваля подряд. Завершало программу выступление А. Галича. Перед выходом он нервничал, расхаживал за кулисами в обнимку с гитарой, глотал валидол. А вышел и спел «Памяти Пастернака», «Мы похоронены где-то под Нарвой» и «Балладу о прибавочной стоимости». Зал встал, апплодируя. Выбор жюри был предрешен. Галич занял первое место. Он был готов к тому, что его первое выступление окажется и последним. Спокойно принял известие о том, что по указанию РК КПСС от дальнейшего участия в фестивале он отстраняется.
Но Галич все-таки пел на заключительном концерте лауреатов фестиваля.
Это был единственный его настоящий концерт в СССР, при аншлаге, в присутствии
всей аккредитованной при фестивале прессы, под камерами двух кинохроник.
Его записывали на несколько магнитофонов одновременно, и эти записи разошлись
впоследствии по всей стране.
«Возьмемся за руки, друзья!» – пели на закрытии. Пели как псалом, как
присягу и, действительно, держались за руки. На сцене и в зале в этот момент
все были едины, и с этим нельзя было не считаться. Наказывать и в самом
деле было некого (если не всех), и дело решено было замять. Знаменитый
клуб «Под интегралом» – инициатор и организатор фестиваля был очень скоро
взят по частям и в 1968 году закрыт, запрещены были и сами фестивали. Приговор
обжалованию не подлежал.
Вторым значительным детищем комсомола была организация «Факел». У комсомольцев
рождалась масса идей, которые хотелось воплотить в жизнь, но на это не
было денег. Кроме того, на проведение математических олимпиад школьников,
которыми занимались главным образом комсомольцы, тоже требовались финансы.
Президиум СО АН мог выделить очень незначительные суммы, так как в инструкциях
не было соответствующей статьи. Таким образом, комсомольцы решили сами
зарабатывать себе деньги. Для этого при райкоме комсомола они создали хозрасчетную
организацию «Факел», которая заключала договора с различными предприятиями
на выполнение работ. Молодежь делал эти работы в вечернее время, а деньги
шли частично исполнителям, а частично в фонд «Факела» для общих нужд молодежи.
Идею подхватили в других городах. Но в некоторых организациях работы
выполнялись плохо, халтурно. Жалобы дошли до Совета министров. Президиум
СО АН пробовал взять «Факел» под свою опеку, и по этому поводу посылал
предложения в Совмин, но все было напрасно, так как члены правительства
были настроены на уничтожение этих организаций.