Питание сибиряков-старожилов является интересной, но пока малоизученной темой. Питание - это один из значимых компонентов культуры жизнеобеспечения народа, важная характеристика этноэкологической системы. Под этноэкологическими системами подразумеваются этнические сообщества людей, существующих в определенных природно-климатических условиях. Сегодня изучение культуры жизнеобеспечения путем исследования компонентов этноэкологических систем приобретает особую актуальность. Люди все чаще обращаются к опыту традиционных обществ, ищут ответ на вопрос, как жить в гармонии с природой и как создать условия для рационального обеспечения своего существования.
Целью работы является изложение полученных в ходе полевых работ сведений, выявление характеристик традиционной системы питания сибиряков-старожилов Верхнего Приобья.
Задачи исследования:
Обобщающей работы по заявленной теме пока нет, но исследователи обращались к интересующей автора проблематике. Начало этнографического изучения питания русских в Сибири положено авторами монографии "Этнография русского крестьянства Сибири". Некоторые частные вопросы рассмотрены в работах З. П. Горьковской и О. Н. Катионова, И. В. Куприяновой, В.А. Липинской, А.Ю. Майничевой. Есть специальные разделы в обобщающем труде "Крестьянство Сибири в эпоху капитализма".
Новизна работы определяется тем, что впервые изучалось питание сибиряков-старожилов в селах Болотнинского р-на Новосибирской обл. с точки зрения этноэкологических систем. Подобные данные ранее не были получены.
Получение сведений по системе питания связано с характерными для этнографии методами и методическими приемами: сравнительно-историческим методом, непосредственным наблюдением, опросом. В исследовании были использованы материалы экспедиций 1994-1998 гг. Западносибирского этнографического отряда Института археологии и этнографии, и литературные данные. Автор принимала участие в экспедициях, опрашивала старожилов по специально разработанным опросным листам, включающим 54 вопроса по системе питания.
Практическая значимость. Полученные сведения могут быть использованы как опорные материалы для дальнейших исследований, в качестве сравнительных данных, а также как часть учебных курсов. Имеют они значение и для краеведческих музеев, и выставок. На их основе могут строиться сообщения на заседаниях школьного исторического клуба, рефераты учащихся по программе курса “История и этнография Сибири”.