Чересиз Игорь

Рок-музыка 1980 годов в России

Оглавление:

Введение
Глава 1. Все это рок-н-ролл!
Глава 2. Рок-музыка в СССР
Заключение
Список литературы

Введение

Темой моего исследования стала рок-музыка СССР 1980-х гг.,а также закономерности и особенности ее истории. В течение длительного времени музыка была наиболее общедоступным и популярным видом современного искусства. Недавно проведенные группой американских специалистов социологические исследования среди студентов нескольких университетов показали, что наибольшее физиологическое влияние на человека оказывает именно музыка. 

Воздействие музыки на человека и ее социальную значимость многие осознали уже в XIX веке. Русский поэт, прозаик и музыковед В.Ф. Одоевский, один из образованнейших людей своего времени, писал: "Музыка есть истинное выражение внутреннего чувства нашего и ближайшее к нему, нежели очертание и слово". Русский Фауст, как называли Одоевского близкие друзья, признал музыку главенствующим жанром искусства, "выше живописи и литературы". 

В том, что музыка способна влиять на человека, сегодня уже не сомневается никто. Известно немало попыток поставить ее на службу тем или иным силам. Примером тому может служить весьма примечательный указ гитлеровского командования во время Второй мировой войны, принятый с целью усмирения завоеванных стран и подавления национально-патриотических чувств населения этих государств. В нем, в том числе, говорилось: "И пусть никому не приходит в голову передавать покоренным народам по радио сведения из их прежней истории. Передавать следует музыку и только музыку". Музыка, по замыслу немецких генералов, выступала в роли топора, подрубающего дерево национальной культуры и самосознания. Разумеется, музыка не обыкновенная или, тем более, патриотическая, а специально подобранная захватчиками для уничтожения национального сознания покоренного народа. 

В последнее время научные исследования современной российской музыки стали весьма актуальными. Изучение музыкального искусства нашей страны, несомненно, помогает осознанию социального положения и проблем, стоящих перед Россией в конце XX века. Но существует и обратная связь: невозможно абсолютно точно понять современную музыку России, не принимая во внимание те или иные социальные изменения, происходившие в стране за два последних десятилетия. Целью моей научной работы, таким образом, является тщательное и подробное исследование музыкальной культуры России 80-х гг. XX в. 

В своем исследовании я решил отодвинуть на второй план исторические персоналии, оказавшие какое-либо (порой весьма существенное) влияние на современную российскую музыку; напротив, в моей работе приоритет будет отдаваться не личностям, а событиям, формировавшим культуру, в том числе и музыкальную, СССР и России. Одной из задач, поставленных мною в этом исследовании, будет анализ социальной жизни страны в 1980х гг. и их влияние на музыкальную культуру общества. Также в задачи моей работы входит изучение рок-музыки вообще и ее характерных черт в советской рок-культуре. В исследовании рассматривается и краткая история российской рок-музыки 1980-х гг.

Несмотря на то, что попытки исследования современной музыки неоднократно предпринимались на самом широком уровне, авторов, пытающихся охватить в своих сочинениях все аспекты музыкальной жизни страны за интересующий нас период можно практически сосчитать по пальцам. Отличительной чертой моего исследования будет именно широта, глобальность подхода к раскрываемой проблеме. Ввиду своей новизны тема моей работы еще не была раскрыта в других исследованиях, рецензиях и прочих музыкальных статьях. Более того, мне, несмотря на длительные поиски, не удалось найти большого количества публикаций, посвященных данной теме (исключением могут служить лишь отдельные статьи А. Троицкого, Т. Чередниченко, А. Липницкого и некоторых других исследователей отечественной музыки). Поэтому данная исследовательская работа будет носить экспериментальный характер и отличаться достаточной новизной. 

Практическая значимость моей работы заключается в возможности рассмотрения происходивших в стране событий сквозь призму музыкальных течений и жанров, популярных в интересующий нас промежуток времени. Если Л.Н. Толстой считал музыку стенограммой состояния души, то полный обзор музыкальной культуры страны можно считать стенограммой состояния целого государства. Вообще, по преобладанию какого-либо музыкального жанра и по разнообразию музыкальных течений в определенной стране мира можно составить вполне точную картину социальной и политической жизни этого государства. Музыка может в зависимости от чувств композитора и исполнителя выражать протест или сострадание, гнев или радость, или даже те почти незаметные оттенки чувств, которые невозможно передать словами, а можно лишь осознать при прослушивании. Исследование и "понимание" современной музыки является необходимым компонентом культурно-эстетического воспитания человека. 

Хотелось бы отметить, что в данном исследовании будут отмечены важнейшие события из истории СССР, оказавшие существенное влияние не только на культуру нашей страны, но и на жизнь ее населения. Таким образом, данная работа носит не только музыковедческий, но и общеисторический характер - в ней освещаются факты, которые, казалось бы, не имеют отношения к музыкальной культуре России. Но обзор музыкальной жизни страны за этот промежуток времени (1980-е гг.) получился бы чересчур легковесным и неполным, если в нем бы отсутствовала информация о событиях, сформировавших современную российскую музыкальную культуру.

Одной из примечательных деталей этого исследования является тот факт, что описываемые в нем события происходили относительно недавно, и каждый интересующийся музыкой человек, вероятно, имеет собственные впечатления о тех или иных событиях, происходивших в 1980х гг. в мире музыки, или даже свой взгляд на произошедшие факты. Тем интереснее будет сравнить наши впечатления, ведь, как известно, лишь в спорах рождается истина.

Глава I. Все это рок-н-ролл!

Летом 1980 г. в Москве проходят летние Олимпийские игры, но в разгар этого замечательного праздника спорта страну потрясло страшное известие: скоропостижно скончался замечательный актер, поэт и исполнитель В.С. Высоцкий. Автор многих песен, оказавших большое влияние на поколение 1970х гг., он был не похож ни на одного из исполнителей того времени. Его лучшие произведения отличались абсолютной искренностью и фантастическим душевным надрывом. Вместе с ним канула в небытие целая музыкальная эпоха семидесятых с красивым романтизмом советских ВИА (вокально-инструментальных ансамблей), таких как "Веселые ребята" или "Голубые гитары", и с неподдельным прямодушием бардов (Ю. Визбора, Б. Окуджавы, А. Розенбаума и многих других). На смену 1970-ым гг. пришли 1980-е: эпоха всеобщего молодежного протеста и грандиозных перемен в СССР.

Заканчивалось правление Л.И. Брежнева и вместе с ним разрушалось созданное в 70-х годах ХХ века благополучие страны, которое принято именовать "эпохой застоя". Частая смена высших руководителей страны (за несколько лет в стране сменилось четыре Генеральных секретаря КПСС) тоже не способствовала установлению спокойствия. Для выражения собственных чувств по поводу происходящих в стране событий молодежи, как одной из наиболее активных возрастных прослоек общества, требовались музыкальные лидеры; ей нужна была музыка, которая бы смогла выразить их стремления к "переменам". Таким образом, оказались в опале у молодежи и ВИА, и советские барды, были забыты на время либо навсегда такие интересные авторы 1970-х, как композиторы Г. Гладков, В. Добрынин, О. Иванов, Ю. Антонов, Е. Крылатов; поэты-песенники Ю. Энтин, И. Резник, Л. Дербенев, О. Гаджикасимов и многие другие. И причиной этому стало не то, что все эти талантливые творческие люди внезапно разучились писать хорошие и интересные песни, вовсе нет. Но их музыка не несла в себе атмосферы протеста, которая так активно внедрялась в молодежную культуру начала 1980-х. Поэтому умами молодых людей завладела именно рок-музыка.

Но утверждать, что рок - это исключительно музыка протеста, не стоит. Вспомним, что когда рок-н-ролл стал завоевывать популярность на Западе, то основной его тематикой являлась все же любовь и любовные отношения, а никак не социальные проблемы. Большинство песен классиков рок-н-ролла Элвиса Пресли, "The Beatles" и "Rolling Stones" посвящено именно любви и только ей. Нужно уточнить, что рок не нес протест в себе, а лишь отразил его в тот момент, когда отрицание всего и вся было весьма актуальным. Рокеров можно назвать своего рода нигилистами XX века.

Рассмотрим теперь черты рок-музыки и ее отличие от других музыкальных жанров.

Эти три признака являются необходимыми компонентами рок-музыки вообще. Конкретные же свойства и признаки рок-музыки СССР и России будут рассмотрены несколько позже, при исследовании истории отечественного рока. Сейчас же вернемся к рассмотрению причин, по которым рок-музыке удалось завладеть умами миллионов слушателей в нашей стране.

Главной причиной, как уже было упомянуто выше, является изменение социальной обстановки в СССР, связанной с ослаблением твердой центральной власти и разрушением благополучия семидесятых годов. Также способствовало развитию рок-музыки влияние зарубежных государств, в особенности таких, как Великобритания, Австралия и США; там этот жанр молодежной музыкальной культуры начал развиваться существенно раньше, чем в нашей стране. Уже в начале 1950-х гг. в этих странах стали появляться первые рок-группы.

Еще одним поводом для развития рок-музыки в нашей стране служит стремление ее к выражению позиции молодежи в извечном конфликте "отцов" и "детей". Вообще-то, отношения разных поколений никогда не были безоблачными, но в годы социальной неуравновешенности в стране они еще более обострялись. Вспомним, что в США рок приобрел популярность в годы войны во Вьетнаме и Индокитае, когда молодежь отчетливо осознала, что "отцов" не интересует, что думают "дети" по поводу этих войн. Старшему поколению казалось, что молодым людям предстоит лишь убивать и быть убитыми, а не решать, кто прав, а кто виноват в этом межнациональном конфликте. На такое отношение к ним "отцов", "дети" ответили массовыми протестами: общественными движениями хиппи и панков, а также приобщением к рок-музыке. Именно эта молодежная культура сумела выразить те чувства, которые будоражили всю молодежь США. Схожее значение для молодежи российской имела война в Афганистане: далеко не все новобранцы считали этот конфликт необходимым и справедливым.

Рассмотрев все вышеприведенные причины можно прийти к умозаключению: рок-музыка приобрела популярность среди молодежи в масштабах страны именно в то время, когда ослабла крепкая центральная власть и среди "детей" возникло чувство протеста против "диктатуры взрослых". Им требовались новые музыкальные лидеры, новые вожаки. Таким образом, мы приходим к выводу, что именно в 1980-х гг. рок-музыка стала активно развиваться и приобретать популярность.

Глава II. Рок-музыка в СССР

Перейдем теперь к рассмотрению истории рок-движения нашей страны в 80-х гг. XX в. Строго говоря, рок-музыка в СССР зародилась не в 1980, а несколько раньше, еще в 60-х гг. XX века. В 1969 г. появилась рок-группа, которой суждено было дожить до нашего времени и стать одной из прародителей современной российской музыки: это был знаменитый московский коллектив "Машина времени". В 1973 г. в Ленинграде была образована группа "Аквариум", впоследствии ставшая лидером всего музыкального рок-движения 1980-х. Но, несмотря на появление отдельных рок-коллективов ("Санкт-Петербург", "Мифы", "Автоматические удовлетворители", "Крематорий", "Урфин Джюс" и т.д.), молодежная контр-культура еще не стала ведущим "генератором идей" в искусстве. Рок официально не был разрешен в СССР, и поэтому многие рок-концерты конца 1970-х - начала 1980-х гг. проводились подпольно, при строгой конспирации (так называемые "квартирные концерты"). По этим причинам в 1980 - 1981 гг. рок только "набирался силы". Но в 1982 г. в городе на Неве произошло знаменательное событие, оказавшее огромное влияние на последующую историю всего рок-движения: было образовано первое в стране любительское объединение музыкантов - Ленинградский рок-клуб (впоследствие такие клубы стали организовываться по всей стране - в Свердловске, Владивостоке и других городах). В него вошли "Аквариум", "Автоматические удовлетворители", "Зоопарк", "Тамбурин", "Мифы", "Санкт-Петербург" и некоторые другие группы. Создание рок-клуба стало толчком для создания новых ансамблей, впоследствии ставших суперзвездами русского рока - "Кино", "Алиса", "Странные игры", "Ноль", "Объект насмешек", "Аукцион" и т.д. С 1983 года в Ленинграде ежегодно проходили рок фестивали, на которых выступали ведущие коллективы северной столицы. Центром советского рок-движения на длительное время становится город на Неве.

Причин, по которым рок-столица обосновалась именно в Ленинграде, а не в Москве, немало, но главной является следующая. Когда в Москве в 1980 году проходили Олимпийские игры, все "сомнительные элементы", среди которых было немало приверженцев рок-музыки, были вывезены за пределы города. Таким образом, зарождавшаяся столичная рок-музыка была погублена "на корню". Ленинград же такой тотальной чистки не проходил, и поэтому стал колыбелью рок-культуры СССР. Несомненно, в Москве также создавались интересные рок-ансамбли, такие как "Воскресение", "Крематорий", "Звуки МУ", но они были лишь единичными явлениями в рок-истории СССР.

Таким образом, к 1984 году движущие силы грядущей рок-революции уже сформировались и были готовы к выходу на всесоюзную сцену - требовался лишь повод. Таким поводом стали события не музыкальные, а социальные, связанные с очередной сменой высшего руководства страны.

11 марта 1984 года после смерти К.У.Черненко ЦК КПСС избрал новым Генеральным секретарем ЦК М.С.Горбачева. Грандиозные перемены, начатые им и получившие название "перестройка", захватили все области социальной жизни страны. На ХХVII съезде КПСС в докладе Горбачева впервые был употреблен термин "гласность". По замыслу Генерального секретаря, свобода слова должна была способствовать укреплению "социализма с человеческим лицом". В любом случае, рок-культура не могла не воспользоваться столь удобным моментом для окончательного выхода из подполья. Рок-клубы, подобные ленинградскому, стали организовываться по всей стране. В мире рок-музыки стали появляться быстро набирающие популярность коллективы, такие как московские группы "Браво", "Центр", "Бригада С"; свердловские (вторая рок-столица России) "Наутилус Помпилиус", "Чайф", "Агата Кристи"; владивостокские "Туманный стон", "Муми Тролль" и др. Вообще, период с 1985 по 1989 годы следует считать периодом расцвета русского рока вообще и одного из его направлений - "социального рока" - в частности. В эти годы русской рок-музыкой были созданы ее лучшие произведения, которые исполнялись ее самыми яркими исполнителями. Именно в этот период вышли замечательные альбомы таких групп, как "Кино" ("Последний герой", "Группа крови"), "Наутилус Помпилиус" ("Разлука", "Князь тишины"), "Алиса" ("JAZZ", "Энергия", "Шестой лесничий"), "Звуки МУ" ("Простые вещи", "Zvuki mu"), "Телевизор" ("Шествие рыб"), "ДДТ" ("Я получил эту роль"), "Гражданская оборона" ("Сто лет одиночества","Инструкция по выживанию"), "Агата Кристи" ("Второй фронт", "Коварство и любовь"), "Центр" ("Центромания") и многих других интересных коллективов. Нужно отметить, что наибольшее влияние на советскую рок-музыку оказали группы из Ленинграда и Свердловска. Кстати, вопрос о столице советской рок-музыки 80-х гг. остается открытым - на гегемонию ленинградцев в профессионализме и в техническом отношении свердловчане отвечали превосходством в чисто творческом плане.

На мгновение отвлечемся от темы нашего исследования и заметим, что в музыкальном отношении русская рок-музыка 1980-х гг. была весьма неоднородной и разношерстной. На советской рок-сцене встречаются такие направления рок-музыки, как классический рок-н-ролл ("Браво", "Зоопарк"), хэви-метал ("Август", "Присутствие", "Черный кофе"), панк-рок ("Автоматические удовлетворители"), жесткая "новая волна" ("Телевизор"), джаз-рок ("Арсенал") и многие другие. Итак, в музыкальном отношении советский рок был весьма разнообразен, но его объединяющей силой стала остросоциальная тематика, присутствующая как в самих песнях, так и во внешнем имидже рокеров. Те коллективы, которые в период расцвета социального рока "осмеливались" в своих композициях поднимать незлободневные (с точки зрения того времени) темы, обрекались на непонимание и безызвестность.

Как уже было сказано выше, русский рок - явление, не имеющее аналогов во всем мире. Впитав в себя черты, присущие рок-музыке вообще, он приобрел некоторые особенности, относящиеся исключительно к русскому року. К рассмотрению этих особенностей, сформировавшихся именно в период расцвета советского рока, мы и перейдем для полного осознания сущности этого явления.

Первой особенностью русской рок-музыки является ее коллективизм, полное численное преобладание коллективов над отдельными исполнителями, вызванное, видимо, русским самосознанием. Если в западной рок-музыке немало личностей, сумевших в одиночку пробиться в элиту шоу-бизнеса (к ним нужно отнести, прежде всего, Дэвида Боуи, Элтона Джона, Стинга, Пола Маккартни, Боба Дилана), то в русской рок-культуре к героям-одиночкам можно отнести лишь талантливейшего рок-поэта из Череповца Александра Башлачева.

Второй особенностью русского рока является сближение поклонников музыки с артистами, проявляющееся в дружеском стиле общения с ними. Так, например, лидера известной рок-группы "Алиса" Константина Кинчева фанаты называют не иначе, как Костя; Александр Башлачев известен в мире рок-музыки как СашБаш; Борис Гребенщиков - обладатель уважительного прозвища БГ, которое расшифровывается фанатами как "большой гуру" и т.д. Таким путем создается чувство близости к кумиру, отношение к нему, как к близкому, хорошо знакомому человеку.

Третья особенность русского рока - близость текстов его песен к мироощущению Библии и, в особенности, Нового Завета. Для того чтобы проиллюстрировать это утверждение, приведу несколько примеров.

Константин Кинчев, лидер "Алисы", в песне "Мое поколение" заявляет:

Мое поколение боится дня,
Мое поколение не желает петь,
Мое поколение чувствует боль,
И снова ставит себя под плеть.

Иными словами, автор обвиняет свое поколение в том, что оно на причиненную боль неспособно ответить протестом, а лишь подчиняется и молчит. А теперь вспомним Евангелие от Луки, Нагорную проповедь Иисуса Христа: "А я говорю вам: не противьтесь злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую… любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас…".Призывы меняются, но тематика остается прежней.

Особенно часто встречаются библейские мотивы в творчестве Александра Башлачева. В его песнях можно встретить такие пророчества, как "Вместо икон нас страшным судом будут судить зеркала". Или У меня есть все,что душе моей угодно, но это только то, что угодно моей душе". Для сравнения приведу отрывок из Евангелия от Матфея, глава 16: "Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей навредит". Таким образом, мы видим отражение библейских истин в культуре российской рок-музыки.

Еще одной особенностью русского рока является протест против всеобщей "уравниловки", когда лучшие и худшие люди в стране оказались в одинаковом положении, а добродетелями считались бессловесность и полное подчинение. Это явление замечательно описала группа "Наутилус Помпилиус" в композиции "Круговая порука":

Здесь женщины ищут, но находят лишь старость,
Здесь мерилом работы считают усталость
Здесь нет негодяев в кабинетах из кожи,
Здесь первые на последних похожи,
И не меньше последних устали, быть может, быть
Скованными одной цепью,
Связанными одной целью.

С этими строками перекликается цитата из песни "Освобождение" ансамбля "Игры": "Страшно казаться странным, когда все должны быть похожи". Впрочем, нужно заметить: несмотря на то что рок-ансамбли 1980-х гг. видели проблемы и недостатки современной им эпохи и не переставали бороться с ними доступными им способами, они оставались патриотами в лучшем смысле этого слова.

Все вышеприведенные черты советской рок-музыки, относящиеся к периоду ее расцвета (1985-1989 гг.), привели к формированию новой молодежной музыкальной культуры, оказавшей большое значение на культурную жизнь страны. Выйдя из подполья, советский рок значительно обогатил свое внутреннее содержание, обрел второе дыхание. Все чаще в отечественной прессе появлялись не порицающие рок-музыку, а, напротив, защищающие ее позиции. Был снят документальный фильм "Рок", рассказывавший о развитии рок-культуры в нашей стране; лидер популярной группы "Кино" Виктор Цой снялся в художественных фильмах "Асса" и "Игла", причем звуковое оформление к "Ассе" состояло из песен известных рок-ансамблей "Аквариум", "Браво", "Союз композиторов", "Кино". Кстати, за роль в фильме "Игла" В.Цой был признан лучшим советским киноактером 1988 года. Вышедший в 1989 г. отечественный фильм "Такси блюз" с солистом "Звуков МУ" Петром Мамоновым в главной роли завоевал Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля.

С 1988 г. ведущие советские рок-группы стали выезжать за границу с целью проведения гастролей или записи новых альбомов. "Кино" гастролирует в 1988-1989 гг. по Франции и Японии. В 1988 году "Звуки МУ" выпускают на Land records в Великобритании альбом "Zvuki mu" (продюсер - легендарный музыкант-мультиинструменталист Брайан Ино, работавший с Дэвидом Боуи, U2 и др.), а затем совершают концертный тур по Соединенному королевству и два тура по США, во время которых имеют большой успех и хорошую отзывы в прессе. В 1988 году Борис Гребенщиков выезжает в США для записи нового альбома, который, впрочем, считается не самым удачным его творением. Киевская группа "Вопли Видоплясова" побеждает на нескольких рок-фестивалях, проходивших за границей.

Казалось, что рок-музыка становится неотъемлемой частью жизни страны. Но внезапно в 1988 году в СССР возникает всплеск популярности эстрадной музыкальной культуры, впоследствии получившей название "поп-музыка". В 1988 году создалась группа, ставшая основоположницей современной популярной музыки нашей страны - "Ласковый май". Рассчитанный на узкую аудиторию (в первую очередь, на девушек от 12 до 17 лет), этот ансамбль, включающий в себя четырех солистов, нескольких музыкантов и большое количество композиторов и поэтов-песенников, смог добиться фантастической популярности в СССР в 1988-1989гг. Более того, с появлением "Ласкового мая" в нашей стране возникло такое явление, как фанатизм, который до этого не получал в СССР широкого распространения. Поклонники у рок-групп были, а вот фанатов - не было.

Разгадать феномен "Ласкового мая" и вообще поп-музыки нелегко. В самом деле, незатейливые тексты песен и простые, легко запоминающиеся мелодии эстрадных композиций не идут ни в какое сравнение с проникновенными балладами рок-музыкантов. Причину выхода поп-культуры на первый план отечественной музыки следует искать в социальном положении страны. В конце восьмидесятых перед страной появились новые проблему, и многие стали сомневаться в правильности курса реформ Горбачева. В это время песни рок-музыкантов, изобличавшие пороки современного общества, вызывали в людях депрессию и раздражение. Обществу требовалась легкая развлекательная музыка, что-то вроде безвредного наркотика, позволяющая забыть об общественных проблемах и семейной рутине (недаром подавляющее большинство поп-композиций посвящено любви, причем любви однодневной).

Другой причиной появления поп-музыки является влияние западной музыкальной культуры 1980-х гг., в которой процветало диско - европейский аналог российской эстрады. Вообще, влияние западной музыки на российскую всегда было достаточно сильным.

Все эти причины привели к постепенному угасанию культуры "социального рока". Конец 1980-х гг. еще остался за ним, но это была пиррова победа. Бурные политические события 1990-1993 гг. на некоторое время отодвинули культурную жизнь на второй план, а впоследствии социальный рок окончательно уступил главенствующую роль в музыкальной культуре России. Именно тогда лидер "Аквариума" Борис Гребенщиков обронил свою знаменитую фразу: "Рок-н-ролл мертв!" Но музыкант был несколько категоричен в своем заявлении - рок-музыка не умерла, а лишь отошла в тень и возродилась в конце 1990-х гг. на новом фундаменте… Но это уже другое время, другая история, другое исследование.

Заключение

В данном исследовании были рассмотрена история рок-музыки вообще и советского социального рока 1980-х гг.в частности , становление, расцвет и закат советского рока, а также первые шаги российской поп-культуры, преобладавшей в 1990-х гг. Рок-музыка была одним из самых ярких компонентов отечественной культуры восьмидесятых, и анализ ее ведет к осознанию социальных проблем того времени. Взаимосвязь между культурой и социальной жизнью страны была обоснована еше во введении, и на протяжении всей работы эта связь неоднократно подчеркивалась.

Исследование российской рок-музыки является одной из интереснейших и актуальнейших задач современного общества. На основе такого исследования возможно подробнейшее изучение проблем, стоящих перед нашей страной, и путей их решения. Такова задача этого исследования и других, ему подобных. Такая противоречивая и интересная проблема, как изучение русского рока, не должна остаться без внимания.

Список литературы:

  1. Забродин Г.Д., Александров Б.А. "Рок: искусство или болезнь" - М.: "Советская Россия", 1990. - 96 страниц
  2. Данилов А.А., Косулина Л.Г. "История России, XX век" - М.: "Просвещение",1997. - 366 страниц
  3. Журнал "Fuzz", 1998 г. №№1-12.